Размер Страховых Взносов Для Временно Пребывающих Из Таджикистана
Содержание
- Уплачиваем страховые взносы с выплат сотрудникам-иностранцам
- Работники-иностранцы 2022в схемах
- Размер Страховых Взносов Для Временно Пребывающих Из Таджикистана
- Временно пребывающий иностранец получил статус временно проживающего: как начислять взносы
- Размер Страховых Взносов Для Временно Пребывающих Из Таджикистана
- Какие страховые взносы взимаются с иностранцев в 2022 году
- Платить ли страховые взносы за иностранных рабочих
- Какие налоги и взносы в какие фонды платятся с принятых на работу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана
- на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 465 000 руб. (в 2022 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
- ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 966 000 руб. (в 2022 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
- ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.
Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.
4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.
- постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
- временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
- временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.
- ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
- ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
- ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
- ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.
- Заработанная плата облагается НДФЛ по ставке 13% без присвоения статуса налогового резидента.
- Доходы освобождены от социальных взносов на пенсионное страхование, только до получения вида на жительство.
- Остальные доходы, уменьшатся на 15, 30% в зависимости от вида поступлений.
Для граждан из стран ЕАЭС предусмотрен упрощенный порядок во всем. Не нужно легализовывать документы о получении специальности. Порядок трудоустройство для лиц из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии приближены применительно к россиянам, но тем не менее, они остаются иностранными гражданами, т.е. работодатель должен уведомить налоговые органы и миграционные службы о заключении трудовых отношений с иностранцами.
Поскольку именно работодатель платит за своих работников страховые взносы, а также выступает налоговым агентом физлица по подоходному налогу, важно знать необходимые ставки, которые не всегда бывает просто найти в их многообразии. Рассмотрим все возможные варианты.
Иностранный гражданин–нерезидент начинает свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения. К нему применима ставка НДФЛ в размере 30% от заработной платы, т.к. суммарное количество дней пребывания в России менее 183 дней. Ставка НДФЛ для нерезидентов, работающих на основании патента, составляет 13%.
Нерезиденты не могут пользоваться налоговыми вычетами, такая возможность только у тех, кто пребывал на территории России 183 и более дней за предшествующий год и получил статус резидента. Посчитать количество дней можно, основываясь на данных загранпаспорта с визовыми отметками.
Уплачиваем страховые взносы с выплат сотрудникам-иностранцам
взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);
К сведению: в отношении высококвалифицированных специалистов из стран ЕАЭС страховые взносы исчисляются так же, как и для работников-россиян (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Исключение: не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для временно пребывающих в РФ специалистов из стран ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 12.07.2022 № 03-15-06/44430).
для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);
Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.
В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).
При получении РВП нужно разделить сумму доходов иностранного гражданина на две части: с начала месяца по день, предшествующий дню принятия решения РВП, и со дня принятия решения о выдаче РВП до окончания месяца (Письмо Минфина России от 06.08.2022 № СД-4-11/15529@).
- Обязательно получить патент должны граждане, пребывающие на территорию России, в порядке, не требующем получения визы, и достигшие 18 лет:
- граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Украины и др.
- Не нужно получать патент:
- гражданам стран, которым для пребывания на территории России требуется получение визы;
- гражданам государств — членов ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Налогообложение граждан этих государств во многом приравнивается к налогообложению граждан России.
- Если после 19 октября 2022 года иностранный гражданин является налоговым резидентом России, то есть его срок пребывания в России в течение 12 месяцев превысил 183 календарных дня, то НДФЛ продолжает рассчитываться с применением ставки 13%, но прекращается зачет ранее уплаченных фиксированных авансовых платежей.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с даты принятия решения о выдаче иностранному гражданину РВП уплачиваются по тарифу 2,9%. Также с указанной даты на доходы иностранного гражданина начинают начисляться страховые взносы на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%, в то время как до этого они вообще не начислялись.
- Получение РВП не приводит к аннулированию патента.
- Патент может аннулировать территориальный орган в сфере внутренних дел только в случаях, указанных в п. 22 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Аннулирование патента в связи с получением иностранным гражданином РВП в этом пункте не поименовано.
- Патент продолжает действовать до того срока, на который уже были заранее уплачены фиксированные авансовые платежи НДФЛ (п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002
№ 115-ФЗ).
Работники-иностранцы 2022в схемах
Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья «Договора о Евразийском экономическом союзе», на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.
такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2022 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2022 N 17-3/В-560):
Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет — то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.
Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование — не начисляются
Медицинское страхование — не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Размер Страховых Взносов Для Временно Пребывающих Из Таджикистана
Постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства и иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, являющиеся гражданами Республик Беларусь, Казахстан, Армении, Кыргызии, имеют право на получение всех видов пособий, установленных Законом № 255-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
4) Если организация-работодатель относится к льготной категории плательщиков страховых взносов и применяет пониженный тариф страховых взносов, установленный статьями 58, 58.1, 58.4 и 58.5 Закона № 212-ФЗ, в размере 0% или 1,5%, то в отношении выплат в пользу всех работников, в том числе являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими в Российской Федерации, применяются указанные тарифы.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователями (плательщиками страховых взносов) признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом № 255-ФЗ и зарегистрированные в качестве страхователя в территориальных органах Фонда (пункт 1 части 1 статьи 2.1 и пункт 2 части 1 статьи 2.3 Закона № 255-ФЗ).
Учитывая, что договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ иностранные граждане независимо от их статуса являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы в ПФР в общеустановленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ обязательному пенсионному страхованию подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ определено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ).
Страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», уплачиваются в целях обязательного социального (пенсионного, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинского) страхования лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, то есть застрахованных лиц.
Исходя из положений части 3 статьи 12 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1, лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование, выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое является основанием его законного пребывания на территории Российской Федерации и документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской федерации, то есть фактически данное лицо является временно пребывающим на территории Российской Федерации.
Временно пребывающий иностранец получил статус временно проживающего: как начислять взносы
Временно пребывающий в России иностранный работник, который не является высококвалифицированным специалистом и гражданином страны — члена ЕАЭС, в течение года получил статус временно проживающего на территории РФ. С какого момента нужно начислять страховые взносы по общему тарифу? Ответ на этот вопрос содержится в письме ФНС России от 06.08.19 № СД-4-11/15529@.
Обязательному медицинскому страхованию подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов). Соответственно, выплаты в пользу работников, временно проживающих в РФ, облагаются медицинскими взносами по общему тарифу 5,1%. А за временно пребывающих в РФ иностранцев (из стран, не являющихся членами ЕАЭС) платить медицинские взносы вовсе не нужно.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат все иностранные сотрудники, в том числе временно пребывающие в РФ (за исключением временно пребывающих в РФ высококвалифицированных специалистов). При этом тариф взносов на случай временной нетрудоспособности зависит от статуса работника. Так, на выплаты иностранцам, временно проживающим в РФ, страховые взносы начисляются по тому же тарифу, как и за граждан РФ, — 2,9%. А на выплаты временно пребывающим иностранцам (не из стран ЕАЭС) — по тарифу 1,8%.
На выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, временно пребывающим в РФ и работающим по трудовым договорам, взносы на случай временной нетрудоспособности и медицинские взносы начисляются в тех же размерах, что и за граждан России: по тарифу 2,9% и 5,1% соответственно.
Как известно, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются в пользу физических лиц, подлежащих страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Иностранный гражданин–нерезидент начинает свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения. К нему применима ставка НДФЛ в размере 30% от заработной платы, т.к. суммарное количество дней пребывания в России менее 183 дней. Ставка НДФЛ для нерезидентов, работающих на основании патента, составляет 13%.
Поскольку именно работодатель платит за своих работников страховые взносы, а также выступает налоговым агентом физлица по подоходному налогу, важно знать необходимые ставки, которые не всегда бывает просто найти в их многообразии. Рассмотрим все возможные варианты.
Налогообложение иностранных граждан в 2022 году зависит от статуса иностранца – резидент и нерезидент. А также установлен визовый режим между Россией и той страной, из которой прибыл специалист. И наличие между государствами соглашения об устранении двойного налогообложения
Нерезиденты не могут пользоваться налоговыми вычетами, такая возможность только у тех, кто пребывал на территории России 183 и более дней за предшествующий год и получил статус резидента. Посчитать количество дней можно, основываясь на данных загранпаспорта с визовыми отметками.
Для граждан из стран ЕАЭС предусмотрен упрощенный порядок во всем. Не нужно легализовывать документы о получении специальности. Порядок трудоустройство для лиц из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии приближены применительно к россиянам, но тем не менее, они остаются иностранными гражданами, т.е. работодатель должен уведомить налоговые органы и миграционные службы о заключении трудовых отношений с иностранцами.
(10) Часть 1 статьи 22.1. Федерального закона 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», часть 1.1. статьи 58.2 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
(18) В соответствии со статьей 10 Федерального закона №326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты обязательному медицинскому страхованию не подлежат. Одновременно частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом N 326-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации. Исходя из положений пункта 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г., социальное страхование трудящихся из ЕАЭС осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС к социальному страхованию, в частности, относится обязательное медицинское страхование. Таким образом, работодатели должны уплачивать за такую категорию работников страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в тех же размерах, что и с выплат гражданам Российской Федерации, т.е. по тарифу 5,1%.
(15) Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» иностранные граждане — высококвалифицированные специалисты, временно пребывающие в Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не подлежат. Одновременно частью 2 статьи 1.1 указанного Федерального закона определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом N 255-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации. Исходя из положений пункта 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г., социальное страхование трудящихся из ЕАЭС осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС к социальному страхованию, в частности, относится обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Таким образом, работодатели должны уплачивать за такую категорию работников страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в тех же размерах, что и с выплат гражданам Российской Федерации, т.е. в ФСС РФ по тарифу 2,9%;
(16) Часть 1 статьи 2 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», часть 1.1 статьи 58.2 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
(4) Часть 2 статьи 22.1. Федерального закона 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», часть 1.1. статьи 58.2 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
Размер Страховых Взносов Для Временно Пребывающих Из Таджикистана
- постоянно проживающий в РФ (лицо, получившее вид на жительство);
- временно проживающий в РФ (лицо, получившее разрешение на временное проживание);
- временно пребывающий в РФ (лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту).
Граждане из стран-членов евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) имеют право на социальное обеспечение и социальное страхование в тех же объемах и на тех же условиях, что и граждане РФ. Государствами-членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика (с 12.08.2022. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 23.12.2014. Федеральный закон от 13.07.2022 № 219-ФЗ).
Какие страховые взносы взимаются с иностранцев в 2022 году
Не секрет, что все доходы граждан какого-либо государства облагаются налогами, не считая взносов в различные фонды. Такие же правила распространяются и на жителей Российской Федерации. И если с ними все более-менее понятно, то рассмотрим, как обстоят дела с иностранными подданными, решившими реализовать свой профессиональный потенциал в нашей стране при том, что получать пенсию здесь они не смогут. Итак, что собой представляют и как высчитываются страховые взносы с иностранцев в 2022 году?
Основным недостатком нового расчета тарифов по выплатам, применяемым к иностранцам, является тот факт, что раньше они начислялись только тогда, когда срок временного пребывания трудового мигранта достигал 6 месяцев. Сегодня же такая выплата осуществляется с первого дня трудоустройства. Само собой разумеется, что раньше привлечение к труду иностранной рабочей силы было для работодателей более выгодным, чем прием на работу россиян.
На все перечисленные выше категории распространяется начисление всех предусмотренных взносов. В отдельную группу следует выделить высококвалифицированных специалистов – к ним относятся работники, чей доход превышает 1 миллион рублей в год. Страховые взносы на такого иностранца, который временно пребывает в России, в 2022 году не платятся.
Отдельную группу составляют лица, которые получили статус беженца в РФ. Размер взносов в этом случае напрямую зависит от миграционного законодательства. Поскольку, получив удостоверение беженца, такие мигранты во всех своих правах приравниваются к российским жителям, получается, что и выплаты на них начисляются в обычном порядке.
Ставка ФСС для иностранцев в 2022 году равна 1,8%. Для всех других категорий предназначен стандартный тариф в размере 2,9%. При этом стоит отметить, что иностранные подданные получают право на больничные выплаты, а вот декретные и детские пособия на них по-прежнему не распространяются.
Если на организацию был наложен штраф в размере 1000 руб., то эту сумму перечисляют частями на каждый вид взноса пропорционально начислениям (ОПС, ОСС, ОМС). Так в расчете 3 вида взносов, общую сумму штрафа делят пропорционально доле каждого взноса и перечисляют по отдельным КБК.
Если организация применяет пониженные тарифы для упрощенки, то начислять взносы с выплат иностранным работникам необходимо только в ПФР по ставке 20% до достижения предельной базы по взносам в ПФР (подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ). Если начисления превысили лимит, то взносы начислять не нужно.
С выплат в пользу временно проживающих и работающих на территории РФ иностранных граждан, признанных высококвалифицированными специалистами, уплачиваются страховые взносы на ОПС в размере 22% в пределах установленного лимита и 10% свыше данного лимита и на ОСС в размере 2,9% в пределах установленного лимита. Страховые взносы на ОМС не уплачиваются.
Страховые взносы на обязательное пенсионное социальное и медицинское обеспечение уплачиваются работодателем с производимых работникам вознаграждений за счет собственных затрат, которые имеют целевое назначение. Работники могут быть резидентами и нерезидентами. Поэтому взносы за них различаются.
За опоздание сдачи РСВ штраф составит 5% от взносов к уплате по отчету за каждый месяц просрочки за вычетом взносов, которые перечислили своевременно. По НК РФ максимальный штраф не может быть выше 30% от суммы неуплаченных взносов. Если взносы перечислены полностью и своевременно, то действует минимальный размер – 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).
Платить ли страховые взносы за иностранных рабочих
Получать СНИЛС и уплачивать страховые взносы за иностранного работника в статусе «временно пребывающий» необходимо в том случае, если с таким сотрудником заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера.
Взносы с выплат временно пребывающим иностранцам платят только на страховую часть трудовой пенсии независимо от года рождения сотрудника, в соответствии с тем тарифом, по которому уплачивает организация.
Взносы в ФОМС на выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев не начисляются, поскольку данная категория граждан не подлежит медицинскому страхованию. Однако взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за таких работников уплачиваются.
За временно проживающего сотрудника необходимо уплачивать взносы, если с ним заключен как трудовой, так и гражданско-правовой договор. Причем трудовой договор может быть срочным и бессрочным.
Страховые взносы, как и в случае с временно пребывающими гражданами, уплачиваются только на страховую часть пенсии, независимо от года рождения иностранца, в соответствии с тем тарифом, по которому уплачивает организация. Однако взносы в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского страхования начисляются в том же порядке, что и для российских граждан.
Постоянно проживающие, или, говоря проще, имеющие вид на жительство граждане приравниваются к российским гражданам. Поэтому все взносы (в ПФР, в ФФОМС) с выплат нужно начислять им так же, как с доходов российских работников. При этом не имеет значения, по какому договору трудится иностранец. Это может быть трудовой (срочный и бессрочный) договор или договор гражданско-правового характера. И в ПФР, естественно, нужно платить взносы и на страховую и на накопительную часть трудовой пенсии (в том случае, если гражданин выбрал формирование накопительной пенсии).
Принимающая сторона может сама снять иностранца с миграционного учета в случае убытия последнего из места пребывания. Напомним, сейчас местом пребывания считается жилое или иное помещение, в котором иностранец фактически проживает (использует для сна и отдыха). Местом пребывания может быть и организация-работодатель, по адресу которой иностранец фактически проживает.
Госпошлина за выдачу приглашения уплачивается в размере 800 рублей за каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Если ходатайство подается через портал госуслуг, пошлина взимается с учетом коэффициента 0,7 от установленной – в размере 560 рублей за каждого приглашенного.
Работодатели обязаны сообщать в МВД России о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства. То же самое касается и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Данная обязанность закреплена в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Вместе с тем, на работников из ЕАЭС все же распространяется ряд правил, характерных для трудоустройства всех прочих иностранных работников. Сотрудника из ЕАЭС необходимо поставить на миграционный учет (если он проживает в РФ более месяца), а о заключенном с ним договоре уведомить МВД.
Для информирования о фактах трудоустройства иностранцев в УВМ МВД России подается соответствующее уведомление. Действующая форма уведомления утв. приказом МВД России от 04.06.2022 № 363 (до 09.09.2022 действовал приказ МВД России от 10.01.2022 № 11, утверждавший аналогичные формы), приложение № 13.
Иностранные граждане, которые временно пребывают на территории РФ, работают на основании патента и с которыми работодатель заключил трудовой договор, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Это следует из п. 1 ст. 7 Закона № 167‑ФЗ. Исключение – высококвалифицированные специалисты в соответствии с Законом № 115‑ФЗ.
Итак, если раньше к фиктивной регистрации относились только случаи постановки на учет иностранного работника в жилой недвижимости, то теперь назначение помещений значения не имеет. Поэтому если после 22.10.2022 компания зарегистрирует иностранного работника в нежилом помещении (например, офисе), хотя по факту он там не будет ни проживать, ни работать, то ей придется уплатить штраф за фиктивную регистрацию на основании ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ – как минимум 350 тыс. руб.
С 08.07.2022 юридические лица и предприниматели обязаны ставить иностранных работников на миграционный учет по своим адресам только в том случае, если данные работники живут по этим адресам (например, в жилом помещении, принадлежащем компании, строительном вагончике).
Согласно п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС социальное страхование (кроме пенсионного) работников из государств – членов союза производится на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Подчеркнем: в п. 5 ст. 96 данного договора сказано, что социальное страхование означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Напомним, что тарифы страховых взносов по травматизму дифференцированы по классам профессионального риска и устанавливаются федеральным законом. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда России от 30.12.2022 № 851н. А тарифы на 2022 год (и плановый период 2022 и 2022 годов) определены Федеральным законом от 31.12.2022 № 484‑ФЗ (фактически в настоящее время применяются тарифы, установленные еще в 2005 году Федеральным законом от 22.12.2005 № 179‑ФЗ).
Какие налоги и взносы в какие фонды платятся с принятых на работу временно пребывающих на территории РФ граждан Таджикистана
Пункт 1 части 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ предусматривает, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением ВКС) и работающие по трудовым договорам.
Так, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что от обложения страховыми взносами освобождены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. База для начисления страховых взносов определяется как сумма указанных выплат и иных вознаграждений, начисленных организациями за календарный год в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ (часть 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).
Как следует из положений ст. 15 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 31.03.1997 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал», установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые гражданином Таджикистана от российской организации в связи с работой по найму в РФ, подлежат налогообложению в РФ.
То есть в целях Закона № 125-ФЗ страхование иностранных работников, имеющих статус временно пребывающих в РФ (как и постоянно и временно проживающих), осуществляется наравне с гражданами РФ. Следовательно, с выплат по трудовому договору, осуществляемых в пользу граждан Таджикистана, организации в общем порядке следует уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ по установленному для организации тарифу.
Особый подход проявляется к работникам из государств, входящих в ЕЭС (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения). С выплат таким временно пребывающим иностранным гражданам страховые взносы в 2022 году начисляются по всем видам и тарифам, что и российским работникам, независимо от срока, на который заключен трудовой договор (письмо Минтруда РФ от 18.05.2022 № 17-3/В-197, письмо ПФР от 23.11.2022 № НП-30-26/16733).
В общем случае работники-иностранцы, пребывающие в России временно, подлежат обязательному пенсионному и соцстрахованию, что прямо указано в п. 1 ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ и в п. 1 ст. 2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. На данную категорию трудящихся распространяется и обязательное страхование ФСС от профзаболеваний и травм, полученных на производстве («травматизм»), если работа ведется по трудовому договору, либо если по условиям договора ГПХ заказчик обязан платить такие взносы (п. 1 ст. 5 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Обязательное медстрахование на иностранцев, временно прибывших в Россию, не распространяется.
2022 год не принес особенных новшеств для иностранцев, работающих в РФ. Иностранные граждане — это подданные других государств, не являющиеся гражданами России. Временно пребывающими называются те, кто прибыл к нам в страну и получил миграционную карту, но вида на жительство или разрешения на временное проживание у него нет. В России такие лица могут работать, если у них имеется патент или временное разрешение, а работодателю разрешено привлекать иностранных работников (ст. 2, п. 4 ст. 13 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Обратите внимание, что статус иностранцев за время их работы в одной организации может неоднократно меняться, а это может повлиять и на применяемые тарифы страхвзносов. Например, при уплате за «обычного» временно пребывающего иностранного гражданина страховых взносов в 2022 году организация применяла одни тарифы, а в 2022 году он принял гражданство одной из стран ЕЭС и теперь страхвзносы нужно начислять по тарифам как для российских граждан. Если же упустить этот момент, и начислять взносы по-прежнему, возникнет недоимка по взносам на случай нетрудоспособности, а также на медстрахование. Ну и надо помнить, что страховые взносы теперь начисляются по иным КБК и уплата взносов производится в ФНС.
- ходатайство;
- копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
- трудовой договор;
- письменное обязательство оплатить (возместить) расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за пределы РФ или депортацией привлекаемого высококвалифицированного специалиста.
Если специалист не является резидентом РФ, то НДФЛ с иностранцев ВКС в 2022 году с сумм оплаты его труда рассчитывается нарастающим итогом с начала года без предоставления стандартных, имущественных, социальных вычетов. Налог исчисляется по ставке 13% (15%). Следует учитывать, что ставка 13% применяется к налоговой базе в части, не превышающей 5 млн руб., а 15% — к налоговой базе в части, превышающей указанную сумму (п. 3 ст. 210, п. 3, 3.1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ).
К налоговым резидентам относят физических лиц, находящихся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, если иное не предусмотрено законодательством. Следует учитывать, что начало пребывания на территории РФ — следующий день после календарной даты прибытия такого специалиста в РФ, а окончание — дата отъезда. Работал ли такой специалист на основании разрешения или патента — не важно (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Налогообложение высококвалифицированных иностранных специалистов — это порядок исчисления и уплаты налогов и взносов с доходов, получаемых работниками-иностранцами с высоким уровнем профессионализма. Этот порядок напрямую зависит от их налогового резидентства.
ВКС от обычного работника-иностранца отличается уровнем квалификации и размером заработной платы (вознаграждения). Заработная плата (доход высококвалифицированного специалиста), получаемая им на территории РФ, установлена и регулируется на законодательном уровне (п. 1 ст. 13.2 закона № 115-ФЗ).
Страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС) — в общем порядке (для выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом используется специальный тариф в размере 1,8% (в случае, если у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 01.03.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Примечание.
Если иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, работает в представительстве иностранной компании на территории РФ и не является специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны уплачиваться страховые взносы аналогично уплате страховых взносов на доходы иностранца, работающего в отечественной крмпании или ИП (письмо Минфина России от 06.02.2022 № 03-15-05/6079).