Полномочия Конституционного Суда Рф В Сфере Защиты Прав Граждан На Социальное Обеспечение

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся.

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

Роль конституционного Суда Рф в защите прав человека Текст научной статьи по специальности; Право

Характерным полномочием Конституционного Суда Рф в сфере защиты основных прав и свобод выступает рассмотрение дел о проверке конституционности законов, подлежащих применению или примененных в конкретных делах, по жалобам граждан. Думается, что необходимо закрепить в законодательстве правило, согласно которому физическим и юридическим лицам будет предоставлена возможность оспаривать в Конституционном Суде конституционность не только законов (как актов вышей юридической силы после Конституции), но и актов другого уровня, если они участвуют в первичном правовом регулировании отношений, когда они должны регулироваться законами (Указов Президента, распространяющих свое действие «впредь до принятия федерального закона»).

В ходе судебного разбирательства гражданину принадлежат процессуальные права: знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, задавать вопросы всем участникам процесса, пользоваться услугами адвоката; обратиться с заявлением об исправлении неточностей в судебном решении и с ходатайством его разъяснения.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение

Постановлением от 19 декабря 2022 г. № 45-П Суд дал оценку ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ. На основании оспоренного положения решался вопрос о сохранении за уволенными в связи с ликвидацией организации работниками среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не более чем за два месяца (с зачетом выходного пособия), если на момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о прекращении организации-работодателя право работника на реализацию указанной гарантии не возникло. Суд признал положение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в силу отсутствия в действующем регулировании механизма, обеспечивающего предоставление указанной гарантии на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации, оно лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел на нее право после прекращения юридического лица. Также Суд указал до внесения в действующее законодательство соответствующих изменений предоставление уволенным работникам гарантии согласно оспоренному положению обеспечивается по выбору работодателя, либо за счет увеличения увольняемому работнику размера выходного пособия в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 178 ТК РФ, либо с использованием гражданско-правовых механизмов, не противоречащих законодательству.

Вас может заинтересовать ::  228 Статья Пункт 14

12 По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений ст. 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2022 г. № 854-О. — прикладная прогр. Гарант, 2022.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод граждан

Ведущая: Уважаемый Валерий Дмитриевич! Почему при трудоустройстве на работу, требуют московскую регистрацию (прописку), при получении пластиковой карты Сбербанк требует московскую прописку, на улицах Москвы, приезжий чувствует себя человеком второго сорта, т.к. любой полицейский может его остановить и начать требовать доказательства законного пребывания гражданина РФ на территории города Москвы. Почему Конституционный Суд Российской Федерации не признал незаконными, существующие правила временной регистрации граждан РФ? Ведь согласно Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации вправе самостоятельно выбирать себе место жительства. А существующие правила регистрации и сложившаяся практика требования регистрации – жестко ограничивают граждан в выборе места жительства. К тому же, такое явление наблюдается только в одном городе Москве. Фарид Синдеев.

Зорькин В.Д.: Налоговая система – это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Это широкое понятие, характеризующееся экономическими, политическими и социальными показателями и, несомненно, включающее в себя и систему налоговых органов, как правоприменительный механизм. Особенностью российской налоговой системы является тот факт, что она создавалась практически с нуля в отсутствие опыта правового регулирования налоговых отношений, в весьма сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, в условиях экономического и социального кризиса.
Налоговая система прошла путь от весьма условного налогового регулирования времен СССР через 1990-е годы прошлого века, налоговая политика, которых несла печать недоверия государства к предпринимательской деятельности. Это выразилось, например, в завышенных ставках налогов, введении большого количества как федеральных, так и региональных и местных налогов. На протяжении последних 10-12 лет налоговая система одновременно создавалась и реформировалась. Реформа продолжается и по сей день, об этом свидетельствуют изменения в налоговом законодательстве последних лет (введение в Налоговый кодекс Российской Федерации главы 14.1 «Взаимозависимые лица). Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», главы 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков»). Таким образом, можно сказать, что налоговая система сформировалась, однако актуальным остается вопрос о стабильной налоговой системе.
Что касается второй части вопроса. Многолетняя практика рассмотрения налоговых споров в судах показывает, что существуют споры, имеющие несколько вариантов законного решения. Иными словами, основываясь на одной норме налогового законодательства, судом могут быть приняты разные решения, равно соответствующие требованию законности. Причина подобной многовариантности заключается, в том числе, и в качестве действующего налогового законодательства: возможной неясности или неопределенности нормы. И каждый раз, когда обнаруживается подобная неясность или неопределенность есть повод прибегнуть к конституционному правосудию. А вопрос о целесообразности этого в конкретной ситуации или деле каждый волен решать самостоятельно.

Вас может заинтересовать ::  Купить Удостоверения Участника Боевых Действий В Чечне

Соответственно, без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов, поскольку это означало бы, по сути, возложение на органы местного самоуправления государственных полномочий в нарушение установленного федеральным законодательством порядка.

Согласно части 6 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования (аналогичная возможность была предусмотрена и в части шестой статьи 6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»).

Полномочия Конституционного Суда Рф В Сфере Защиты Прав Граждан На Социальное Обеспечение

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Н. В. Витрук справедливо отмечает, что «данное положение Конституции РФ представляет собой конституционный принцип правового положения личности и характеризует основу конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства. Это всеохватывающий универсальный принцип, который получает свое раскрытие через содержание всех других принципов, характеризующих взаимосвязи личности, гражданского общества и правового государства. Конституционная целевая установка о человеке, его правах и свободах как высшей ценности определяет смысл и содержание законов, деятельность законодательных, исполнительных органов, судебной и иной правоприменительной практики. Указанные принцип налагает на государство конституционные обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина»154.

В этой связи особого внимания заслуживает часть 2 статьи 7 Конституции РФ, закрепляющая содержательную часть всей системы социальной защиты и обеспечения населения, и включающая: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Постановление Конституционного Суда РФ от N 20-П; По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации; О распространении действия Закона РСФСР; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; на граждан из подразделений особого риска; в связи с жалобой гражданина В

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н. Кокотова, объяснения гражданина В.Ф. Лякина, представителей Совета Федерации и Президента Российской Федерации, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства обороны Российской Федерации — Н.В. Елиной, от Министерства юстиции Российской Федерации — М.А. Мельниковой, от Генерального прокурора Российской Федерации — Т.А. Васильевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

Пунктом 2 названного Постановления в первоначальной редакции на граждан из подразделений особого риска, ставших инвалидами, было распространено действие статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.е. изначально им предоставлялись такие же меры социальной поддержки, как и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Однако, как известно, каждое решение, порождает новую нерешенную проблему. Несложно заметить, что, коль скоро добросовестность приобретателя ставится Конституционным Судом в зависимость от наличия права на земельный участок у отчуждаетеля земельного участка, то возникает резонный вопрос, — когда такое право может перейти к приобретателю?

Вас может заинтересовать ::  Тариф Гкал/Кв М От Нормы В Верх Могут Ли Превысить Теплосеть

Это и есть, собственно, метод номинализации абстрактных понятий. С точки зрения цивилистической методологии, опора на конституционные принципы позволяет поставить под сомнение некоторые метафизические предрассудки и сформировать более сбалансированное отношение к идее абсолютных прав в гражданском праве.

Действенной гарантией надлежащего представительства интересов граждан является возможность отзыва должностных лиц избирателями. Правда такая возможность имеется только в отношении депутатов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных систем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а избранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества поданных за них голосов.

Однако в России, как в федеративном государстве, каждый субъект Федерации вправе создавать свои конституционные (в республиках РФ) или уставные (в краях, областях) суды для проверки соответствия норма­тивных актов субъектов РФ конституциям и уставам субъек­тов РФ.

Конституционный Суд РФ, созданный еще в 1991 г., призван охранять Конституцию РФ, конституционные права и свободы граждан, обеспечивать их реальное исполнение. Порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 25-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Принцип федерализма также лежит в основе построения и функционирования социального государства, поскольку ст. 72 Конституции РФ относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Правовое государство, которое подчиняется закону и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека, призвано выработать их правовые гарантии.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.

Так как комиссия по трудовым спорам является органом досудебного рассмотрения трудовых споров, любой подведомственный ей вопрос может рассматриваться в судебном порядке. Работник вправе самостоятельно решать вопрос о том, где рассматривать его трудовой спор (ст. 391 ТК РФ).

Обращение в Конституционный Суд РФ граждан и их объединений осуществляется в рамках специальной процедуры, принципиально отличной от правил, установленных для субъектов, принадлежащим к другим категориям (специально уполномоченные органы государтсвенной власти РФ и её субъектов и суды).

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Особого внимания требует вопрос о правовых позициях Конституционного Суда РФ и о его решениях как источниках права. В конституционно-правовой литературе под правовыми позициями Конституционного Суда РФ понимается система выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения судом конкретных дел по сугубо определенным проблемам и имеющих как общий характер, так и обязательный[16].

Весьма важным является вопрос о решениях Конституционного Суда РФ. В ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ указано, что решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Кроме того, данные решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные до-
говоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения же судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Adblock
detector