Курс Лекци По Актуальным Проблемам Уголовно-Процессуального Права

Вся без исключения деятельность всех участников уголовно-процессуальных отношений базируется на законе, нарушение же его требований приводит к невозможности решения поставленных задач, утрате доказательств, признанию их недопустимыми. В соответствии с этим необходимо знать, понимать и неукоснительно соблюдать положения уголовно-процессуального закона.

В настоящее время уголовное судопроизводство в России осуществляется на основе принятого 18 декабря 2001 года УПК РФ, назначением которого являются: защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, назначение виновным справедливого наказания, отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. УПК РФ определяет единый и общеобязательный порядок уголовного процесса для судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания, который базируется на Конституции Российской Федерации, исходя из основополагающего положения о том, что в нашем обществе и государстве высшей ценностью является человек, его права и свободы. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

Вывод о том, что между доказательством и искомым фактом есть объективная связь обычно может быть сделан лишь на заключительном этапе доказывания. В начале наличие такой связи лишь предполагается. Именно поэтому собирать необходимо все те сведения, которые, по мнению следователя, могут быть использованы для установления обстоятельств дела. Иными словами, оценка относимости фактических данных может осуществляться на уровне вероятности, позволяющей предположить связь с предметом доказывания, и на протяжении производства по делу она может меняться. Но это не свидетельствует о том, что информация изменила свое значение, меняется ее оценка по мере того, как вероятное знание становится достоверным.

3) производной от вышеприведенной является точка зрения на доказательства как только на факты, которые представляются и получаются. Мы полагаем, что оперировать таким образом можно не самими фактами как явлениями объективной действительности, а сведениями (информацией) о них. Существует мнение, что под фактическими данными надо понимать как сведения о фактах, так и установленные на их основе доказательственные факты. В данном случае одним понятием охватываются разноплановые явления: сведения, отражающие объективную действительность и мыслительный образ познаваемого, возникший на базе этих сведений. Под сведениями о фактах понимается такая информация, достоверность которой еще предстоит доказать, а под доказательственными фактами — уже проверенная информация, достоверность которой не вызывает сомнения и поэтому ее можно использовать как готовые элементы в логических конструкциях для получения итоговых знаний о предмете доказывания. Например, показания свидетеля о том, что он видел подозреваемого вблизи места убийства нуждаются в проверке — это сведения о фактах. Такие же сведения несут и слепки следов обуви на месте убийства. Но в совокупности с показаниями они образуют доказательственный факт: подозреваемый находился на месте убийства.

Актуальные проблемы развития уголовно-процессуального законодательства Текст научной статьи по специальности; Право

В юридической литературе отмечается, что Россия переживает в настоящее время своеобразный правотворческий бум, чего не было в «застойный» период в нашем государстве. При этом одной из объективных тенденций развития законодательства современной России является повышение социальной значимости и авторитета закона как акта, стоящего на вершине правовой системы, регламентирующего наиболее важные вопросы жизни страны и обладающего наибольшей юридической силой в системе источников права Российской Федерации [1, а 15]. Закон носит верховный характер, его авторитетность и стабильность выгодно отличаются от других источников права. Однако современное стремительное изменение российского законодательства противоречит этим, казалось бы, неоспоримым качествам закона.

Вас может заинтересовать ::  Могут Ли Описать Имущество У Поручителя

Следует согласиться с А.С. Бахтой в том, что если предписания, установленные в нормах права, реализуются с максимально положительным результатом, то механизм правового регулирования вполне эффективен [5, с. 192]. Однако автор также считает, что «влияние уголовного процесса на предмет, составляющий особую сферу общественных отношений, происходит при помощи механизма уголовно-процессуального регулирования», ошибаясь в уголовно-процессуальных понятиях. Уголовный процесс (уголовно-процессуальная деятельность) не может влиять на механизм уголовно-процессуального регулирования, т.к. уголовный процесс является предметом данного механизма, поэтому нормативное содержание влияет на уголовно-процессуальную деятельность, т.к. регламентирует эту деятельность (уголовный процесс). В этой связи именно от правильно разработанного нормативного содержания зависит состояние уголовно-процессуальной деятельности, ее эффективность в процессе производства и принятия решений по уголовным делам с учетом соблюдения установленных международных стандартов прав и интересов участников уголовного производства.

Привлечение лица в качестве обвиняемого – индивидуальный процессуальный акт, в котором формулируется обвинение в отношении конкретного лица. Оно производится следователем в случае, когда в результате проведения следствия и других процессуальных действий собраны достаточные доказательства, дающие основание для обвинения лица в совершении преступления. Следователь выносит соответствующее постановление, в котором указывается: дата и место его составления, кем оно составлено, имя и отчество обвиняемого, месяц, год и место его рождения, описание преступления с указанием времени, места его совершения, иных обстоятельств, названных в ст. 73 УПК РФ и влияющих на существо обвинения.

Нормы морали должны оказывать регулятивное воздействие на поведение субъектов уголовного процесса. Так, в ч. 1 ст. 62 и 72 УПК РФ говорится, что нравственный долг должен побудить судью, присяжного заседателя заявить самоотвод, если он знает, что имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его объективность.

Изучение учебного курса «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» — задача не из легких. Она требует обращения к значительному количеству нормативных актов, учебной и научной литературе, правоприменительной практике. Поэтому настоящая работа не может заменить собой учебник, комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу и другие рекомендованные источники. Не может она заменить и сами учебные занятия. Мне как лектору, очень бы хотелось, что с помощью данного конспекта мы сможем сэкономить учебное время за счет того, что его обладателю не надо будет тратить время на запись основных определений, классификаций и другого базового материала, что мы сможем уделить больше внимания проблемным и интересным вопросам теории и практики.

Конспект предназначен прежде всего для слушающих лекции автора студентов Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, Петрозаводского государственного университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Уголовно-процессуальное право: Конспект лекцийГруппа авторов, 2010

Задачи уголовного процесса должны быть сформулированы через означенные функциональные направления деятельности названных органов, через перечисленные обязанности этих органов, применяющих нормы уголовно-процессуального права. Если проанализировать действующее законодательство, то функциональные задачи органов предварительного расследования представлены следующим образом: ст. 3 УПК РФ обязывает следователя, органы дознания в случаях обнаружения признаков преступления возбуждать уголовные дела; исходя из положений ст. 2 УПК РФ, к числу задач этих органов относятся быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Стадии уголовного процесса — это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса, отделенные друг от друга итоговыми процессуальными решениями, имеющие свои задачи, вытекающие из назначения уголовного судопроизводства. Совокупность связанных между собой стадий образуют систему уголовного процесса.

Вас может заинтересовать ::  Статья 228 Ук Рф Часть 4 Сколько Могут Дать Срока

Актуальные проблемы уголовного права и процесса

Так, характер последствий (тяжесть причиненного вреда здоровью — тяжкого, средней тяжести или легкого) служит основанием для выделения различных по своей опасности видов преступлений (ст. ст. 111, 112, 115 УК). В других случаях, когда последствия могут быть разнообразными и нет возможности их конкретизировать, законодатель прибегает к оценочным понятиям. Установление наличия или отсутствия последствий в таких случаях является вопросом факта. Так, в ст. 257 УК законодатель говорит об иных тяжких последствиях, в ч. 2 ст. 159 (мошенничество) — о причинении значительного ущерба гражданину.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает два года лишения свободы.

Актуальные проблемы уголовно — процессуального права

Предварительное расследование, его понятие, задачи, значение и этапы. Место предварительного расследования в системе уголовного процесса. Критерии дифференциации предварительного расследования и его виды. Сущность и содержание дознания как формы предварительного расследования. Соотношение предварительного следствия и дознания. Процессуальный режим дознания в сокращенной форме как направление реформирования досудебного производства. Оценка этой новеллы в науке уголовного процесса. Проблемы определения процессуальной функции следователя и обеспечение его самостоятельности.

Понятие, содержание и значение обвинительного заключения. Его соотношение с обвинительным актом и обвинительным постановлением. Законность, особенность и мотивированность обвинительного заключения. Решения, принимаемые прокурором при утверждении обвинительного заключения. Проблемы прекращения уголовного дела (уголовного преследования) на предварительном расследовании.

Написание рефератов является дополнительной формой самостоятельной работы студента, в которой дается анализ источников (изучение нормативных актов и литературы), отражается позиция автора по спорным вопросам темы. Примерная тематика рефератов прилагается к программе, но по согласованию с преподавателем может быть избрана и иная тема. Подготовка реферата позволяет формировать у студентов целостное отношение к научным знаниям, а также умение анализировать научные теории, обобщать их и делать выводы, знакомиться с практическим опытом, проводить его изучение, заимствовать все лучшее для своей будущей профессиональной деятельности.

Задачи спецкурса: Раскрытие условий и факторов современного развития формы и содержания уголовного процесса, ознакомление с основными проблемами уголовно-процессуальной теории и практики, выработка навыков толкования и применения уголовно-процессуальных норм.

Возмещение причиненного вреда потерпевшему редкость российского уголовного судопроизводства. Объемы возмещения морального вреда не регламентированы и законодательно не закреплены. Суды удовлетворяют иски потерпевших в минимальных размерах, чем блокируется материальная ответственность осужденных.

-Реально на практике не действуют международные стандарты, основа преобразований и рационализации системы уголовно-процессуальных отношений. Составной частью правовой системы России являются Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Серьезной проблемой является недостаточная информированность практикующих юристов о наличии и содержании Международных стандартов. К примеру, не все итоговые постановления Европейского суда по правам человека, которыми установлены факты нарушения Россией положений Европейской конвенции по правам человека, переведены на русский язык и официально опубликованы.

Министерство образования и науки Российской Федерации

уметь: оперировать юридическими понятиями уголовного права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы;

владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений и преступлений.

Вас может заинтересовать ::  Нудно Ли Менять Паспорт При Разводе Если Оставляеш Фамилию Мужа

В работе рассматриваются особенности доказывания морального вреда и вреда, причинённого деловой репутации юридического лица в рамках уголовного судопроизводства. Исследуется природа морального благополучия физического лица и деловой репутации юридического лица, основы защиты неимущественных прав потерпевших в уголовном процессе.

Рассматриваются такие темы, как: сущность и задачи уголовного судопроизводства; виды уголовного процесса: исторический опыт и действительность; источники уголовно-процессуального права; конституционные принципы уголовного судопроизводства; участники уголовного судопроизводства; доказательства и доказывание (общие положения) и др.

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации

Весомым преимуществом онлайн-курса является разработанный и систематизированный автором теоретический и наглядный материал (с примерами из следственной и судебной практики). По мере изучения курса слушатели сформируют полное представление не только о нормативном регулировании российского уголовного судопроизводства, но и о проблемах, тенденциях, перспективах его развития. Сами же учебно-методические материалы приведены в соответствие со структурой и содержанием действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В онлайн-курсе «Уголовно-процессуальное право Российской Федерации» во всей полноте изложены теоретические сведения и соответствующие им учебно-методические материалы, разработанные и систематизированные как для полноценного изучения, так и для эффективного преподавания уголовно-процессуального права Российской Федерации не только в НИУ ВШЭ, но и в других высших учебных заведениях (факультетах) юридического профиля.

Основной стадией судебного производства, да и уголовного процесса в целом, является стадия судебного разбирательства. На этой стадии осуществляется рассмотрение и разрешение уголовного дела по существу, т. е. в судебном порядке устанавливается виновность или невиновность лица, определяется мера наказания или иные правовые последствия. Производство на этой стадии заканчивается вынесением приговора или иного судебного решения (например, постановлением о прекращении уголовного дела). Это решение может быть обжаловано в вышестоящем суде.

Если решение суда первой инстанции не было обжаловано, то оно вступает в законную силу и начинается следующая стадия уголовного процесса – исполнение приговора. На этой стадии решаются вопросы, связанные с исполнением приговора или иного судебного решения, и совершаются действия, направленные на исполнение судебного решения.

Уголовный процесс

Однако развитие методологии школы не останавливается. Мето­дологическая увлеченность Учителя передается и его ученикам. И, да простят мне читатели вынужденную нескромность, основным пре­емником этой эстафеты я считаю себя. В докторской диссертации и одноименной монографии мною были предприняты попытки совер­шенствовать исследовательский инструментарий. Я считаю, что НШП должна выделяться среди других школ спецификой своего научного метода, и верю, что такой метод будет нами открыт. В то же время данный метод не должен замыкаться только на логических и эвристи­ческих приемах, он должен иметь еще и особый методологический дух.

Начну с истории. «Вселенная» НШП складывалась долго и вме­стила в себя не только временные, но и пространственные факторы. Здесь будет уместно вспомнить, что в истории НШП Нижний Новго­род не является первым и единственным городом. Местом зарожде­ния традиций НШП, своеобразной точкой отсчета мы считаем Омск, а конкретно — Омскую высшую школу МВД СССР. Именно там в конце 1960-х гг. сложилось содружество молодых ученых-энтузиа­стов, уверовавших в инструментальную ценность антикриминальных наук, а также и в себя как преобразователей жизни. Вдохновителем этой группы был Валентин Тимофеевич Томин, работавший тогда заместителем начальника Омской Высшей школы милиции МВД СССР по учебной и научной работе.

Adblock
detector