По Конституции Рф Подлежат Ли Выдаче Государсвту

Статья 61 Конституции России

Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.

Установленный комментируемым положением Конституции РФ запрет на выдачу российских граждан другому государству следует отнести к нормам, обеспечивающим защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Запрет на выдачу российских граждан, по существу, воспроизводит правило о невыдаче собственных граждан, закрепленное многосторонними международными договорами (п. 1 ст. 2 Типового договора. Резолюция 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.); региональными соглашениями (ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ст. 57 Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.); двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (в частности, России с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Кипром, КНДР, Кубой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом); двусторонними соглашениями, посвященными непосредственно вопросам выдачи, в том числе, экстрадиции преступников (например, ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в договоры Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам со странами — бывшими республиками СССР (с Литовской Республикой (ст. 62) от 21 июля 1992 г.; с Республикой Кыргызстан (ст. 62) от 14 сентября 1992 г.; с Азербайджанской Республикой (ст. 61) от 22 декабря 1992 г.; с Латвийской Республикой (ст. 62) от 3 февраля 1993 г.; с Республикой Молдова (ст. 61) от 25 февраля 1993 г. и др.).

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Необходимо обратить внимание на то, что положение ч. 2 ст. 63 Конституции допускает возможность выдачи другому государству лиц, обвиняемых в совершении преступления, на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Но это нисколько не противоречит ч. 1 ст. 61, запрещающей выдачу российских граждан, поскольку часть 2 ст. 63 говорит о выдаче не граждан, а лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Выдача производится для целей уголовного преследования или исполнения приговора. Выдача допускается при наличии деяния, которое является уголовно наказуемым по уголовному закону РФ и иностранного государства, которое обратилось с запросом о выдаче лица. Выдача обуславливается соблюдением протяженности сроков лишения свободы, наличия уверенности в соблюдении гарантий со стороны иностранного государства в том, что выдаваемое лицо будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе.

Вас может заинтересовать ::  Согласование Строительсва Снт

Статья 61 Конституции РФ

В принципе, государства могут допускать выдачу и собственных граждан. Так, Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 «О российском гражданстве» (в ред. от 31.05.2002) (далее — Закон о гражданстве 1991 г.) фактически допускал такую выдачу «на основании закона или международного договора» (ч. 3 ст. 1). Действующий Федеральный закон от 31.05.2000 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 01.10.2008) (далее — Закон о гражданстве 2002 г.) вслед за Конституцией не содержит никаких условий возможной выдачи. Он просто запрещает ее (ч. 5 ст. 4).

Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнением приговора. Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче.

Статья 61 Конституции России

Положение Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам.

Кроме того, часть 2 комментируемой статьи гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, покровительство и защиту со стороны государства. Данные гарантии реализуются в деятельности дипломатических и консульских учреждений РФ в иностранных государствах.

Так как по условиям Конвенции выдаются граждане, совершившие преступления, наказание за которые наступает согласно законам запрашиваемой стороны, то в случае угрозы смертной казни, в выдаче может быть отказано, если не будут предоставлены гарантии в том, что смертная казнь не будет приведена к исполнению.

Также это закреплено Уголовным кодексом РФ. Однако это правило и принцип перестает действовать если требуется экстрадиция гражданина РФ для рассмотрения Международным судом как лица, виновного в совершенных преступлениях против всего человечества и мира на земле. В случаях геноцида, военных преступлений, направленных против жизни на земле и развязыванию войны, лицо, которое подозревают, будет передано в принципе не какому-то конкретному зарубежному государству, а в международный судебный орган.

  1. если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  2. если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  3. когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Часть 1 ст. 13 УК РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Часть 1 ст. 13 УК РФ, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК РФ.

Статья 61 Конституции России

Положение Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам.

Вас может заинтересовать ::  На Бирже Учитывается До Или После Декрета

Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашивающего государства.

В принципе, государства могут допускать выдачу и собственных граждан. Так, Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 «О российском гражданстве» (в ред. от 31.05.2002) (далее — Закон о гражданстве 1991 г.) фактически допускал такую выдачу «на основании закона или международного договора» (ч. 3 ст. 1). Действующий Федеральный закон от 31.05.2000 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 01.10.2008) (далее — Закон о гражданстве 2002 г.) вслед за Конституцией не содержит никаких условий возможной выдачи. Он просто запрещает ее (ч. 5 ст. 4).

Защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за рубежом, Российская Федерация может оказывать путем консультаций, содействия в помещении в лечебное заведение, оказания в исключительных случаях материальной помощи и в других формах. Вместе с тем следует иметь в виду, что государство не обязано возмещать убытки, понесенные его гражданами за рубежом вследствие их действий. За эти действия оно ответственности не несет. Следует подчеркнуть, что защита гражданам должна оказываться соответствующими представительствами России независимо от того, просит ли ее оказать лицо, права которого нарушены, или нет.

По Конституции Рф Подлежат Ли Выдаче Государсвту

Институт выдачи одним государством лиц, совершивших преступление, другому иностранному государству (экстрадиция) давно известен международному праву. В этом случае государство, на территории которого находится преступник, по просьбе иностранного государства, ограничивая свою уголовную юрисдикцию в отношении этого лица, выдает его другому заинтересованному государству. Просьба о выдаче лица такому государству может основываться на том, что лицо является его подданным или совершило преступление на его территории, либо хотя и за ее пределами, но против интересов этого государства.

  1. если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;
  2. если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;
  3. когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

По Конституции Рф Подлежат Ли Выдаче Государсвту

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

По Конституции Рф Подлежат Ли Выдаче Государсвту

В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 года и т.д.). Причем суду следует оценить доводы лица, подлежащего выдаче, с учетом совокупности всех имеющихся доказательств.

Вас может заинтересовать ::  Размер пособия в 2022 при рождении ребенка

34. Судам надлежит учитывать, что условия передачи лица для отбывания наказания в иностранном государстве, а также основания для отказа в такой передаче определяются положениями, содержащимися как в международных договорах Российской Федерации, так и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Поэтому соблюдение условий передачи, определенных в статье 3 Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года, не исключает возможность отказать в передаче государству — участнику данного международного договора Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьей 471 УПК РФ, например если от осужденного лица либо от государства исполнения приговора не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска.

Новый текст Конституции РФ с поправками 2022

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

2. В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи). Так, например, государства — участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам , где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья. Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472; Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1997. N 2.

Выдача лиц, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления, для уголовного преследования или исполнения в отношении этих лиц приговора осуществляется на основании международного договора РФ или на основе принципа взаимности, когда в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, имеются основания ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу РФ будет произведена выдача.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Adblock
detector