Отношение Опекаемого К Семье

Проблема деинституализации (переход от учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, к семейным формам устройства) за последние годы приобрела особую актуальность. Этот процесс важен как для общества в целом (не нужно строить новые сиротские учреждения и тратить немалые средства на их содержание), но, самое главное, приносит неоценимую пользу самим детям [2].

Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи c отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке [1].

Социально-педагогические проблемы семьи, имеющей ребенка под опекой (попечительством)

Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, передача их в замещающие семьи, среди которых наиболее распространены семьи опекунов и попечителей. Это обусловлено тем, что семья – та естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в существующую систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность. Именно семье присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности и защищенности ребенка.

Младшие школьники, находящиеся под опекой, стремятся в максимальной степени быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослому. Если в нормальной семье ребенок ощущает себя любимым, хорошим, ценным для окружающих практически в независимости от своего поведения, то ребенок из семьи, находящийся в социально опасном положении, положительное отношение к себе взрослого должен был, как правило, заслужить выполнением его требований. Потребность в положительном отношении взрослого сталкивалась с глубокой фрустрированностью в потребности с интимно-личностном общении с ним, что в сочетании с неотработанностью адекватных форм общения со взрослыми создавало чрезвычайно сложную, противоречивую картину этого общения.

Со слов опекуна девочка слабо реагирует на воспитательные воздействия со стороны опекунов, при этом слушается других лиц, бабушку, прабабушку, работников Службы сопровождения. Наблюдается низкая мотивация к школьному обучению у девочки. Был случай воровства в школе. Опекун проговаривает проблему собственного бессилия изменить поведение ребенка.

По отношению к кому или к чему возникает это чувство вины? Варианты различны. При кровной опеке (особенно если опекун бабушка) чувство вины возникает по отношению к опекаемому ребенку, внуку, из-за того, что воспитание собственных детей было неудачным – собственные дети лишены родительских прав. Если опека не кровная чувство вины может возникать у опекуна как реакция на несоответствие ожиданиям своих родителей, супругов, общества в лице и надзирающих органов, и школы, и окружающих людей. Чувство вины у опекуна может возникать и перед самим собой, как результат гиперответственности самого опекуна.

Вас может заинтересовать ::  Через Сколько Дней Выплачивают Декретные После Сдачи Больничного Листа

8. Korzhova E. Yu., Volkova E. N., Vekilova S. A., Tereshkina I. B. [Psychology of foster families in line with the situational approach]. In: Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of Herzen State Pedagogical University of Russia], 2022, no. 187, pp. 134-145.

25. Farmer E., Selwyn J., Meakings S. «Other children say you’re not normal because you don’t live with your parents». Children’s views of living with informal kinship carers: social networks, stigma and attachment to carers // Child and Family Social Work. 2013. Vol. 18. P. 25-34. D0I:10.1111/cfs.12030

Участники делятся на пары; партнеры рассказывают друг другу о своих проблемах во взаимоотношениях с ребенком. Если кто-то затрудняется, педагог «подбрасывает» идею. Собеседник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию и найти сильные стороны в поведении родителя. Затем собеседники меняются ролями. В итоге происходит обсуждение в круге.

— поймите природу своих претензий, определите свои цели;
— учитывайте возрастные особенности ребенка;
— принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;
— учитывайте опыт ребенка — то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.

  1. Основная часть:
  1. Социограмма семьи:
  1. Круг – это ваша семья. Мы определим, где место каждого члена в вашей семье?
  2. Выберите фигуру (круг, квадрат, треугольник), которая подходит лично вам и остальным членам вашей семьи. Нарисуйте каждого члена семьи в виде выбранных фигур и подпишите, кто есть кто. Раскрасьте ребенка тем цветом, который ему больше всего подходит.
  1. Групповая дискуссия «Достоинства и недостатки моего ребенка»:
  1. Определить и записать на рабочем листе положительные и отрицательные стороны личности или поведения опекаемых детей.
  2. Самоанализ характера восприятия ребенка, его характера и поведения. Словесные характеристики
  1. Самооценка «Дистанция в общении детей и опекунов в семье»:
  1. Схематично изобразить на линии галочку – место, где, по вашему мнению, располагается ребенок по отношению к вам.
  2. Самоанализ опекунами своей позиции по отношению к ребенку.
  3. Результаты опроса детей «Комфортность пребывания в семье».
  1. Групповая дискуссия «Эмоциональная поддержка ребенка в семье»:
  1. Постановка и обсуждение проблемы;
  2. Причины нарушений эмоционального состояния ребенка, понятие, требования и «ловушки» эмоциональной поддержки;
  3. Отработка наиболее эффективных приемов эмоциональной поддержки (слова, выражение лица, прикосновения);
  4. Дописать на рабочем листе фразу «Мне наиболее подходит следующий прием эмоциональной поддержки ребенка…»
  5. Рефлексия успехов и трудностей.
  1. Сбор заявок на расширение сотрудничества педагога-психолога, опекаемых и опекунов:
  1. Записать какая помощь и каких специалистов нужна опекунам и опекаемым.
  1. Занятие – творческая мастерская с опекаемыми детьми младшего школьного возраста (комфортность в семье, социограмма семьи, сюрприз – елка с пожеланиями семье);
  2. Занятие-сюрприз с опекаемыми детьми младшего подросткового возраста (выпечка печенья с пожеланиями для опекунов);
  3. Занятие с элементами тренинга сензитивности с опекаемыми детьми старшего подросткового возраста (комфортность в семье, социограмма семьи, рефлексия эмоционального состояния в семье).
Вас может заинтересовать ::  Если Автомобиль Продан Дешевле 250 000 Руб

Ольга неоднократно говорила мне, что Соню она любит за то, что она похожа на ее погибшую дочь. Даже запах Сони напоминает ей прошлую беспечную жизнь.
Я как психолог, смогла убедить Ольгу не называть Соню в честь погибшей дочери. Соня с 5 лет состоит на учете у психоневролога с диагнозом «невротическая депрессия».

Период адаптации – это момент первичного знакомства родителей с ребенком в детском учреждении до ощущения ребенка себя полноправным членом семьи. Этот период самый травматичный для всех членов системы, самого ребенка. И длится от полугода до трех лет.
Но, как правило, все приёмные дети вместе со своими новыми родителями проходят следующие периоды адаптации:

Отношение Опекаемого К Семье

Однако, далеко не все дети указанного возраста получают статус опекаемого под защитой опекуна, а лишь те, кто остался без родительской заботы (родных или приемных), не находится в домах-интернатах и прочих учреждениях. Вне зависимости от физического или психического состояния таким детям могут назначить опекуна. Немаловажен тот факт, что при его назначении учитывается мнение ребенка, достигшего десяти лет.

  • По субъектам: опека осуществляется над малолетними и недееспособными; попечительство устанавливается над несовершеннолетними и касается совершеннолетних, ограниченных в дееспособности;
  • По объему прав опекаемых и подопечных, опекунов и попечителей: используемые права опекаемых очень ограничены, по сравнению с правами подопечных (детям от 14 до 18 лет и совершеннолетних, ограниченных в дееспособности), права которых позволяют их использовать в более широком диапазоне.

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей»

Установите в семье правила. Придумайте список правил, которые будут обязательными для выполнения всеми членами семьи, и постарайтесь объяснить их значение ребенку. Следите, чтобы они не противоречили Вашим собственным действиям или словам. Например, если ребенок должен мыть руки перед едой, значит, это должны делать все. В ином случае противоречия могут дезориентировать ребенка и усложнить формирование самоконтроля. Установленные правила необходимо соблюдать не только дома, но и в гостях.

Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.

В чем разница между приемной семьей и опекунством

Однажды вы приняли решение принять в семью чужого ребенка. Может быть родственника или постороннего малыша. Вы хотите воспитывать его как родного, материально обеспечивать и дать образование. В процессе подготовки документов возникает вопрос: какую форму устройства выбрать? Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Сейчас мы рассмотрим, чем отличается приемная семья от опекунства.

  1. Единовременное пособие при приеме ребенка в семью. Оформляется через отдел социальной защиты по заявлению опекуна. Право сохраняется в течение 6 месяцев с момента назначения опекунства. Пособие является федеральным. Поэтому сумма фиксирована на всей территории страны. В 2022 году она составляла 17 479 р. С 01.02.2022 сумма будет проиндексирована.
  2. Пособие на содержание ребенка в опекунской семье. Выплата является региональной, поэтому различается в зависимости от субъекта РФ в которой проживает семья.
Вас может заинтересовать ::  Почему Не Денег Ветеранских За Ноябрь-Декабрь

Права детей, находящихся под опекой

Перечень детских прав достаточно обширный. Он содержится в Семейном кодексе Российской Федерации, а конкретно в 148 статье. Данные права носят личный, имущественный и неимущественный характер. Лица, которые находятся под опекой, имеют те же права, что и несовершеннолетние.

Данное право является одним из важных. Защищать несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей, должен орган опеки и попечительства. Также защитой может заниматься судебный орган. Если лицо уже достигло четырнадцати лет, оно может самостоятельно обратиться в судебную инстанцию.

Опека над ребенком из детского дома – куда более ответственна, чем опека над ребенком-родственником, так как часто дети из детских домов отказники или принудительно изъяты из семьи. Такие дети имеют психологические травмы, которые требуют обязательной проработки с психологом или внутри семьи. Часто такие дети неуправляемы и жестоки, потому что к ним так относились внутри их биологических семей. Задача опекуна показать ребенку хорошую жизнь и установить доверительные с ним отношения. В противном случае счастливой семьи не получится.

Особняком стоят временные выплаты, которые были введены для поддержки населения в период самоизоляции. С апреля по июнь 2022 выплачивались 5000 рублей ежемесячно на детей до трех лет, в октябре 2022 опекунам выплачивались 10 000 рублей на детей с 3 до 16, в Новый год – 5000 рублей на детей до семи лет. Последнюю выплату можно получить до апреля 2022 года.

Какие отличия существуют между опекунами и приемными родителями? Размеры пособий и нюансы оформления

В практике Российской Федерации существуют основные формы устройства детей, оставшихся без родителей. Первая форма – это усыновление, при котором ребенок принимается в семью в качестве родного и приобретает все права и обязанности наравне с родными детьми.

Основной законодательный акт об опеке – это Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Согласно данному закону, опека – это назначение в отношении ребенка до 14 лет опекуна, который будет воспитывать своего подопечного, и представлять его интересы. Кандидаты в опекуны рассматриваются и утверждаются сотрудниками органов опеки. Попечительство – это понятие, схожее с опекой. Основное их отличие в том, что попечитель воспитывает ребенка старше 14 лет.

Adblock
detector