Лекционный Материал На Тему: Коррупция (Понятие, Ответственность, Противодействие Коррупции)

Второй главный отличительный признак коррупционного правонарушения — это правонарушение должностного лица в системе государственной власти и местного самоуправления с использованием должностных полномочий и связанных с ним возможностей. То есть речь не о простом служебном положении или служебных обязанностях. Но здесь надо уточнить содержание понятия «должностное полномочие», которое не имеет равнозначного определения в различных видах деятельности.

Вполне можно полагать, что практика выявления коррупции и исполнения антикоррупционного законодательства представляет собой фактографическую основу для анализа и деятельности, во-первых, по расширению понятийного содержания коррупции и, как правило, последующему принятию уточнений в правовые акты по противодействию коррупции; во-вторых, выработке новых направлений и мер противодействия коррупции, в том числе и социально-экономических.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

Вопрос 1

В российском законодательстве (ФЗ о противодействии коррупции 2008 года) коррупция определена как: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Под коррупцией в ОВД понимать негативное социальное явление, заключающееся в деформациях деятельности системы органов правопорядка, вследствие использования сотрудниками своих служебных полномочий, авторитета и статуса службы в интересах физических и юридических лиц для получения выгод материального или нематериального характера для себя лично либо в корпоративных интересах.

Например, антикоррупционное законодательство устанавливает обязанность государственных служащих уведомлять обо всех обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение государственным служащим этой должностной обязанности влечет его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае это будет, прежде всего, дисциплинарная ответственность.

Между тем, законом четко установлено, что теперь не только государственный/муниципальный служащий но и должностные лица при выполнении должностных обязанностей не вправе получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Борьба с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на формирование антикоррупционного поведения гражданина.

Вас может заинтересовать ::  Удержание Налога На Прибыль С Продажи Квартиры 2022

Одной из основных задач действующего Национального плана противодействия коррупции на 2022–2022 годы является повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания.

Вопрос № 1

Коррупция как социальное явление присуща всем странам и государствам, независимо от их экономического развития, и различается лишь своими масштабами. Подменяя собой верховенство закона, она подрывает эффективность государственного управления. Нарушая принципы равенства и социальной справедливости, коррупция ведет к искажению условий конкуренции и затрудняет экономическое развитие. Порождаемые коррупцией проблемы угрожают стабильности, безопасности и моральным устоям общества. Для ее предупреждения и искоренения необходима продуманная государственная политика, проводимая при участии институтов гражданского общества.

Административный коррупционный проступок – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях, совершенное с использованием служебного положения с целью получения незаконных преимуществ.

Понятие, содержание и виды коррупции Текст научной статьи по специальности; Право

Закон определил коррупцию как перечень видов противоправных деяний, не раскрывая качественных признаков данных преступлений. Как справедливо отмечает Д.А. Ли-пинский, определение коррупции дается путем перечисления возможных действий, являющихся ее проявлениями [2, с. 103]. Таким образом, определение, предложенное в законе, в большей мере ассоциирует коррупцию со взятками.

The existence of corruption in the system of public administration and the fight against this phenomenon are among the most pressing issues in the state. In this article, the author considers the very concept of corruption. Based on earlier published works, as well as regulatory legal acts, the author outlines the main signs of corruption and types of corruption crimes.

Гражданское общество как определенный тип государственно-организованного общества и своеобразный идеал будущего общественного устройства должно отвечать ряду требований, которые могут рассматриваться в качестве его признаков. К наиболее важным признакам гражданского общества может быть отнесено то, что:

Открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, демонстрируя любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, а также позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции. В целях реализации данного принципа разработаны следующие мероприятия:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.
  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.
  1. Кодекс этики/корпоративного поведения – документ, содержащий основные принципы честного ведения бизнеса в компании;
  2. Антикоррупционная политика – политика, устанавливающая возможные выплаты сотрудников компании в пользу третьих лиц, в том числе государственных служащих, содержащая положения по:
  3. Виду «допустимых» выплат;
  4. Размеру таких выплат (например, политика может содержать информацию о лимите возможной выплаты, превышение которого должно быть согласовано с соответствующим должностным лицом компании (сотрудник комплаенс отдела,внутренний контролер и т.д.))
  5. Предоставлению подтверждающих документов осуществленной выплаты.
  6. Некоторые компании ведут специальную базу данных, в которой сотрудникам необходимо отражать полную информацию о всех «подозрительных» выплатах третьим лицам (с указанием такого лица, цели выплаты, ее размера и т.д.). После заполнения указанной формы, она подлежит согласованию и утверждению соответствующим ответственным лицом.
  1. Указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы» включает ряд организационных мер, направленных на:
  2. развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов РФ и муниципальных образований по противодействию коррупции;
  3. организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  4. совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;
  5. проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;
  6. обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Вас может заинтересовать ::  Экзамен охранника 2022 год 4 разряда

Возможности применения иных (гражданско-правовых, административно-правовых) мер ответственности к юридическим лицам, причастным к уголовным преступлениям, остаются открытыми для имплементации с учетом имеющихся в российском законодательстве предпосылок. В этой связи, модельным могли бы являться в будущем следующие правила.

Отмечается особый подход к определению понятия «коррупция», которое основано на собирательном содержании преимущественно уголовно-наказуемых и тесно связанных с ними деяний. Так непосредственно отражены преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (ñò. 201 «Злоупотребление полномочиями», ñò. 204 «Коммерческий подкуп», ñò. 290 «Получение взятки» и ñò. 291 «Дача взятки»). При этом опосредованно отмечаются признаки иных уголовно-наказуемых деяний, суть которых отражается не только в нормах уголовного закона: ñò. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ñò. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»; — но и административного законодательства: ñò. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», ñò. 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Несмотря на то, что коррупцию часто сравнивают с гидрой, существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика. Не бороться с коррупцией — значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные последствия такого бездействия возникают во всех сферах жизни общества, проблема противодействия этому «внутреннему врагу» стоит в любом государстве. Поэтому столь важно изучение причин коррупции — ведь надо бороться не только с самим сорняком, но и с его семенами. Понимая, что из себя представляет коррупция, исследуя это явление и опыт других стран по сопротивлению ему, мы получаем знание — а знание, как известно, сила. Главное, чтобы эта сила нашла себе должное применение — для этого необходима не только политическая воля, но и поддержка со стороны всего общества. Иначе бой против коррупции будет проигран.

Вас может заинтересовать ::  Положена Ли Льгота Ветеранам Труда По Капремонту В Иркутской Области

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.

во-вторых, гражданское общество – это обязательно демократическое общество, т. е. общество с достаточно развитыми институтами как непосредственной, так и представительной демократии. Все важнейшие вопросы государственной и общественной жизни должны в таком обществе решаться либо непосредственно народом, либо при его широком и активном участии через различные общественные институты (объединения). Это общество, в котором высшие представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны избираться непосредственно народом и быть ему подконтрольны;

Глава 1

Отмечается особый подход к определению понятия «коррупция», которое основано на собирательном содержании преимущественно уголовно-наказуемых и тесно связанных с ними деяний. Так непосредственно отражены преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (ñò. 201 «Злоупотребление полномочиями», ñò. 204 «Коммерческий подкуп», ñò. 290 «Получение взятки» и ñò. 291 «Дача взятки»). При этом опосредованно отмечаются признаки иных уголовно-наказуемых деяний, суть которых отражается не только в нормах уголовного закона: ñò. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ñò. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»; — но и административного законодательства: ñò. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», ñò. 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)».

Раздольность понятия коррупции в современном законодательстве выгодно корреспондируется с широким подходом к определению ее субъекта. Под таковым понимается не просто должностное лицо (по аналогии с определением, данным ïðèì. 1 статьи 285 Уголовного кодекса РФ), а физическое лицо, незаконно использующее свое должностное положение. В данном подходе выражена позиция принципиального расширения круга лиц, на которых распространяется ответственность за совершение коррупционных деяний. Отрадно, в этой связи отмечать соответствие такого подхода требованиям международных антикоррупционных договоров, в которых участвует Российская Федерация (Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.).

Сегодня проблема коррупции – в центре внимания общественности. Ассоциация адвокатов России «За права человека» приводит важные данные: если в 2008 году средний размер взятки составлял «всего» 9 тысяч рублей, то в 2012 он составляет 300 тысяч рублей. Однако более важным показателем для объективного анализа проблемы коррупции является не столько размер взятки, сколько психологический и если хотите морально-нравственный аспект: многое зависит от отношения в обществе к взяточничеству. К сожалению, коррупция давно стала привычным ландшафтом ежедневной жизни россиян. В 19 веке знаменитый историк Карамзин на вопрос о состоянии дел в России лаконично ответил: «Воруют». И кажется, с тех пор в стране мало что изменилось.

Коррупция- это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащая законодательству и моральным установкам. Этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Adblock
detector