Коллекторы Обязанности

Закон о коллекторах

  1. Предпринимать попытки поговорить с должником, выяснить его намерения в отношении долга, спрашивать о платежеспособности человека, выявить финансовые затруднения.
  2. Проинформировать о сумме задолженности, способах ее оплаты. Для этих целей и могут использоваться звонки и сообщения, посылаемые по телефону должника, визиты на дом или по месту работы.
  3. Общаться с человеком с уважением, деловым тоном. Вам никто не может угрожать или применять другие методы шокового взыскания, это незаконно. В процессе общения коллекторы обязаны соблюдать определенный «ритуал»: представиться и назвать компанию, на которую сотрудник работает, и, если должник поинтересуется, сообщить ее регистрационные данные.
  4. Предложить варианты по погашению задолженности. В частности, если человек ссылается на отсутствие денег, то агентство может предоставить реструктуризацию или рассрочку, списание процентов и пеней. Часто коллекторы проводят акции, по которым человек может заплатить часть долга (например, половину), а остальная часть будет списана.
  1. Звонки. Коллекторы могут звонить в день не больше 1 раза. В неделю таких звонков должно быть 2, в месяц — 8.
  2. Визиты. Строго 1 раз в неделю.
  3. Сообщения. Исключительно по 2 раза в день и 4 раза в неделю.
  4. Время взыскания. Коллекторы не могут беспокоить человека по будним дням с 22 до 8 часов утра; по праздничным дням с 20 до 9 часов утра.
  5. Номера телефонов. Коллекторы не могут звонить с любых номеров — только из тех, которые зарегистрированы на агентство.
  6. Предоставление информации. Коллекторы обязаны представиться, и по запросу должника назвать компанию, ее данные.
  7. Характер визитов. Коллекторы не могут посещать вас по 5-10 человек. Должник может взаимодействовать только с одним коллектором за посещение.
  8. Разглашение информации. Коллекторы не могут в рамках взыскания задолженности разглашать сведения третьим лицам: соседям, коллегам, начальству, родственникам должника.
  • проводить переговоры с должником (то есть звонить либо переписываться по электронной почте либо обычной почтой) и направлять ему требования о выплате долгов;
  • делать запросы в бюро кредитных историй;
  • подать на должника в суд, но только в том случае, если произошла уступка прав требования (цессия);
  • представлять интересы кредитора в суде;
  • предпринимать иные действия в рамках действующего законодательства.

По второму пункту важно отметить, что коллекторскому агентству переходит только право требования, а остальные права и обязанности банка сохраняются за ним и кредитный договор продолжает действовать. Также важно знать, что право привлечения коллекторов к взысканию задолженности должно быть прописано в кредитном договоре, иначе действия коллекторских агентств (да и банка тоже) незаконны.

Как правильно вести себя с коллекторами

Неожиданностью может стать звонок, связанный с чужим долгом. Возможно, у Вашего родственника остался непогашенный кредит или он по ошибке был передан для взыскания третьей стороне. Требовать от Вас погашения такого кредита коллекторы могут, если Вы являетесь:

Если человек уже длительное время не платит по кредиту, неудивительно, что в один прекрасный день ему могут позвонить коллекторы. Как правило, банки сначала пробуют самостоятельно связаться с недисциплинированным заемщиком, но, если он не идет на контакт, обращаются к помощи коллекторов. Здесь возможны две схемы работы:

Права и обязанности коллекторов в 2021 году

Согласно действующему законодательству лица, которые собирают долги от имени других предприятий, являются частными взыскателями. Представители коллекторских агентств могут получать информацию о факте появления и размере задолженности, общаться с должниками по телефону и сообщать неплательщикам о дальнейших действиях кредитной организации в ходе консультаций. С правовой точки зрения перечень функций коллекторов значительно уступает действующему списку должностных обязанностей привлеченных судом приставов. Услуги частных сборщиков долгов обычно ограничиваются исключительно индивидуальной работой с клиентом посредством осуществления телефонных звонков и личного общения на территории офиса агентства.

Закон лишь создает условия для справедливого взыскания долгов. Он регулирует действия сторон и четко прописывает обязанности компаний, выступающих в качестве сторонних сборщиков задолженностей. Правовое регулирование распространяется на процесс, связанный с погашением просроченных платежей по автокредитам, ипотеке, кредитным картам, мгновенным займам, целевым ссудам и потребительским кредитам. Если со стороны сборщика долгов прослеживается посягательство на собственность, здоровье или частную жизнь, должник вправе подать на организацию исковое заявление, которое рассматривается в рамках уголовного судопроизводства.

Закон о коллекторах в 2021 году: ограничения и запреты на выбивание долгов

Деятельность коллекторских агентств появилась еще в 90-е годы, но до 2011 года она находилась вне правового поля. Создавались микроофисы, которые нанимали на работу молодых людей спортивного телосложения, и заключали договоры с кредитными организациями. Контроль в этой сфере отсутствовал, привлечь к ответственности такие агентства было невозможно.

  • 200 000 рублей штрафа или дисквалификация сроком до 12 месяцев, если нарушение допустил сотрудник агентства или кредитной организации;
  • 500 000 рублей, если ответственность за нарушение возложена на юридическое лицо: банк, МФО или коллекторское агентство.

При общении с коллектором главное помнить, что он не имеет права вмешиваться в вашу частную жизнь и нарушать закон. В случае, если специалист по взысканию совершает противоправное действие, следует немедленно обращаться за помощью в правоохранительные органы.

Существуют также не вполне легальные «черные» и «серые» коллекторы. В этом случае это люди, которые действуют вне правовых рамок и зачастую связаны не с взысканием долгов, а с преступлениями в сфере мошенничества или вымогательства. Обычно подобные псевдоколлекторы связаны с не вполне легальными скупками, ломбардами и прочими местами, где часто появляются люди с необходимостью в кредите.

Причиной звонков коллекторов могут быть действия мошенников, которые оформили кредит по вашим данным. Тогда необходимо с паспортом приехать в службу безопасности кредитного учреждения и написать заявление, что вы деньги не получали и договор не подписывали. Кроме этого, запросите выписки о денежных операциях по счетам, копию кредитного договора. Если ранее был утерян паспорт, на который оформлен кредит, то нужно представить подтверждающие документы из полиции.

Когда заёмщик оформляет кредит, среди прочих он подписывает документ, в котором дает согласие на передачу персональных данных — ФИО, номера телефона, адреса — третьим лицам. Если заемщик перестает вносить платежи, банк сообщает информацию о должнике взыскателю. Это дает право коллекторам звонить вам и отправлять сообщения.

Права коллекторов (Что имеют право делать коллекторы? )

Закон четко определил как часто и в какое время коллектор имеет право звонить должнику. Взыскатели долговых обязательств не имеют право беспокоить своими звонками в ночное время суток. Разрешенный временной промежуток для подобных звонков строго определен: с 8.00 до 22.00 в будние дни и с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные дни.

Если у должника не хватает средств для погашения задолженности, то законодательно предусмотрено удержание части заработной платы в пользу кредитора. Размер такого списания не может превышать 50 % от размера самой заработной платы. Однако, существуют категории граждан с «льготным» размером удержания заработной платы (к примеру, при наличии в семье иждивенца, которого он обеспечивает, размер списания не должен превышать 30 % от заработной платы).

Тем не менее, в практике судов общей юрисдикции встречается и противоположная позиция. Так, в Апелляционном определении Ростовского областного суда от 30 июля 2013 г. по делу № 33-9559/2013 указывается, что предметом уступки является право требования взыскания задолженности, а не банковская тайна, как таковая. Обязанность нового кредитора обеспечивать конфиденциальность сведений, составляющих банковскую тайну, в данном случае следует не из заключенных соглашений об уступке, а из императивных требований ст. 857 ГК РФ и ст. 26 закона о банковской деятельности. Эта обязанность является публично-правовой, находящейся за пределами заключенного соглашения об уступке, в связи с чем заключение договоров уступки прав (требований) не могли быть нарушены права и охраняемые законом интересы заемщика. Если же в результате уступки произошло разглашение информации, относящейся к банковской тайне, заемщик вправе защищать свои права в установленном законом порядке (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 закона о банковской деятельности).

Сходного мнения придерживается и Генеральная прокуратура РФ. В частности, надзорное ведомство отмечает, что продажа банками кредитных портфелей коллекторским агентствам противоречит взаимосвязанным положениям ГК РФ и закона о банковской деятельности, которые прямо запрещают банковским организациям передачу сведений, касающихся непосредственно самого заемщика, лицам не указанным в законе. 2

В Москве есть специальная школа по подготовке коллекторов, в которой всем желающим предлагается программа «Обучение сбору догов». По факту ее освоения выпускник получает свидетельство установленного образца. Также в этой профессии могут попробовать себя обладатели психологического, юридического, экономического образования.

Должность коллектора стоит рассматривать только людям с очень крепкой психикой. Под влиянием негативных эмоций при исполнении служебных обязанностей очень легко сорваться и перейти грань того, что допустимо законом при взыскании долгов. Нередко коллекторы сами становятся ответчиками по административным, гражданским и даже уголовным делам.

Как законно избавиться от звонков коллекторов

Звонок, поступающий от «черных» коллекторов, способен быстро вывести человека из состояния душевного равновесия. Накопленный груз финансовых проблем и регулярное напоминание о невыплаченном долге делают свое дело. Вскоре должник начинает вздрагивать при каждом телефонном звонке.

Последствия общения с коллекторами могут быть самыми разными. Иногда от историй о том, каким образом происходит возврат задолженности, в буквальном смысле бросает в дрожь, и даже страшно представить, что вы можете оказаться на месте должника. Но никто не застрахован от подобных обстоятельств.

Как стать коллектором? Инструкция для начинающих со всеми тонкостями профессии

Хороший специалист должен обладать важными качествами, навыками и характеристиками. Каждый имеет свои обязанности и рабочее место. Не стоит думать, что профессия подразумевает умение применять физическую силу и халатно относится к работе. Коллектор – это сложное и ответственное бремя.

Если учесть, что обучиться профессии можно только на курсах, на работу приходят неопытные кандидаты без особых умений. Это значит, что человек должен быстро учиться и воспринимать материал. Знание и умение работы с компьютером – одно из главных требование. База данных о долгах, суммах и адресах находится в электронном виде, поэтому коллектор должен уметь анализировать и находить информацию.

Работа в коллекторском агентстве: как взыскать задолженность

Наибольшей «группой риска» считаются кредитные обязательства до 100 000 рублей, целевой аудиторией которых как раз и является большинство современных маргиналов, ищущих легкие деньги. Однако этот факт неудивителен – сложно представить себе человека взявшего миллионный кредит и не озаботившегося его страховкой и реструктуризацией в случае форс-мажора.

Основной же массой безнадежных должников, назовем ее «первой группой», становятся элементы с пониженной социальной ответственностью, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими средствами и прочими составляющими «жизни без ограничений». Как правило, заемщики этой группы безнадежны, но в то же время максимально «расшатаны» психоэмоционально и безграмотны. А значит, отдадут все, что смогут, главное чтобы этого хватило для погашения долга.

Как работают коллекторы и где ищут сотрудников

Опять же, никаких «маски-шоу», бейсбольных бит и прочего хулиганства. Мы просто инициируем официальное судебное разбирательство: подаем в суд на должника, через определенное время получаем исполнительный лист и начинаем взыскивать долг уже через судебных приставов. Хотя куда проще решить вопрос напрямую с нами — с возможными скидками по задолженности и без задействования судебных органов.

Информационные технологии для коллекторского бизнеса — важнейшая составляющая стратегического успеха. Мы стараемся применять их с максимальной эффективностью. В частности, мы уже используем возможности обработки «больших данных». У нас ведь есть огромный массив информации о должниках, который накопился за годы работы нашей компании. Он имеет высокую ценность, потому что в этом объеме реально найти определенные и крайне полезные закономерности.

Права и обязанности коллекторов: требования закона

Федеральный закон четко определил, какие теперь есть права у коллекторов. В результате нелегальных участников рынка осталось мало — чаще это точечные региональные компании, с которыми активно борется государство и «белый сектор». Введенные законом правила рынка детально регламентируют каждую сферу деятельности коллекторов, устанавливая права как компаний, так и заемщиков.

При взаимодействии с коллекторами важно не забывать, что нужно не только знать то, на что они имеют право, но и внимательно относиться к своему поведению. Как уже было сказано, законодательство четко регулирует правила общения коллекторов с должниками, и грубое их несоответствие может привести к административной ответственности со стороны компании. По этой причине легальные организации следят за своей репутацией и не допускают нарушений закона. Но неэтичное и неуважительное поведение заемщиков часто становится причиной конфликтов, которые связаны с незнанием должниками нюансов законодательства.

Вас может заинтересовать ::  Можно Ли По Карте Москвича Ездить В Транспорте В Подмосковье