Преступление И Наказание Образ Лужина

Для чего автор ввел образ Лужина в роман «Преступление и наказание»? Принято полагать, что этот герой является двойником Раскольникова. В отличие от студента, Лужин — человек преуспевающий, успешный, способный достигнуть цели. Он вызывает неприятные чувства у Раскольникова. Вместе с тем главной особенностью образа Лужина в романе «Преступление и наказание» является готовность переступить через преграды. То есть этот персонаж обладает качествами, которые необходимы были Раскольникову для осуществления его преступного плана. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание» — это словно темная сторона души главного героя.

Это человек сорока пяти лет, имеет чин надворного советника. Стоит сказать, звание довольно почетное: дарует право на личное дворянство. Петр Петрович Лужин осанистый, чопорный господин с «брезгливой, осторожной физиономией». Образ героя Лужина в романе «Преступление и наказание» несколько комичный. Он жених сестры главного героя. На нем при первой встрече со студентом одежда модная, дорогая. Он выглядит так, словно только что вышел от портного. Петр Петрович носит щегольскую круглую шляпу и с этим элементом туалета обращается подчеркнуто осторожно. На руках его пара сиреневых перчаток, которые, как и прочие элементы одежды, новые, не так давно приобретенные. Что-то в облике этого господина есть искусственное, бутафорское.

Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.

Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Лужин является малообразованной личностью, но несмотря на это автор заявляет, что он довольно умён. Сам же Пётр склонен к нарциссизму и глубоко ценит свои знания. Свой капитал он бережно хранит и любит, по своей натуре является рациональным и расчётливым человеком. В его характере имеет место быть тщеславие и высокомерие. Любовь к деньгам заметно проявляется в скупости Лужина.

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета. Удивительно, как в своих произведениях он совмещает голубиную кротость и пустое высокомерие, благородство натуры и низменные человеческие страсти. Его творения многогранны не только по многочисленным идеям и мыслям, но и пестрят разнородными характерами.

Петр Петрович, как и Родион, выработал – на основании собственного опыта – теорию. Герой назвал свое изобретение «теорией целого кафтана». Расчетливость и рациональность Петра Петровича сочетаются с жизненным кредо мужчины. Теория Лужина говорит, что преследование личных интересов и любовь к себе – естественные явления. Неестественно – отдавать последние средства другим людям. Любовь к себе и защита личных интересов позволять «оставить кафтан целым».

Вас может заинтересовать ::  Льготы Пенсионерам Федерального Значения

Автор, несмотря на некоторые лестные характеристики Лужина, все же называет своего героя недостойным человеком. Писатель подчеркивает: Петр Петрович – низкий и преступный человек, клеветник и мошенник. Так героя характеризует Лебезятников. Еще одна яркая характеристика Лужина – скупость. Зная, что невеста страдает от нужды, Петр Петрович не поддерживает Дуню. Герой скупится давать Дуне деньги. Также Лужин не способствует переезду невесты в столицу. Так, Петр Петрович оплатил доставку багажа девушки (по низкой цене), но поскупился оплатить проезд самой Дуни с матерью. Ведь это стоило гораздо дороже. Дуня с мамой влезли в долги, чтобы приехать в столицу.

Теория «целого кафтана» гласит о том, что каждый человек должен заботиться лишь о себе и собственном благе, потому что человек по природе своей эгоист. Только заботясь о себе самом, каждый сможет сохранить на себе целый кафтан. Если же пытаться помочь другому, то и он получит лишь половину кафтана, и ты останешься ровно с тем же. Лужин приводит в пример народную поговорку: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь».

Существует у Лужина и другая теория, связанная с женщинами, которые должны быть благодарны своим мужьям. Он мечтает найти себе благородную и образованную девушку, которая должна быть обязательно бедной. Если она прошла жизненные трудности, то будет восхвалять своего мужа и всячески подчиняться ему в знак благодарности. Именно этого хочет герой, поэтому его внимание привлекает Дуня Раскольникова.

Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

Лужин является малообразованной личностью, но несмотря на это автор заявляет, что он довольно умён. Сам же Пётр склонен к нарциссизму и глубоко ценит свои знания. Свой капитал он бережно хранит и любит, по своей натуре является рациональным и расчётливым человеком. В его характере имеет место быть тщеславие и высокомерие. Любовь к деньгам заметно проявляется в скупости Лужина.

О женитьбе герой помышлял давно, копил деньги и искал подходящий вариант. Не любви он ждал, а возможности посвататься к образованной, красивой, честной девушке из бедной семьи. Чтобы та, после церемонии заключения брака дышать на него не смела от глубочайшей благодарности, чтобы подчинялась ему в любых прихотях, чтобы он мог с ней вытворять всё, что душе угодно, не боясь отпора.

Деньги сделали из героя подлого и жадного человека. Он расчетлив, хочет владеть Соней как рабой. Сам себя он считает ее спасителем. Бедность героини ведет к свадьбе Сони с Лужиным, однако ей не суждено было случиться. Лужин, как и Раскольников, имеет свою теорию. Это теория о целом кафтане, согласно которой нужно заботиться только о своем благополучии и нисколько не думать о положении других людей.

Сочинение Лужин в произведении Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Так же он имел свою собственную теорию на счет жен. Он считал, что лучше брать в жены ту девушку, которая в жизни испытывала большие трудности и несчастья. Дуня как раз и стала той девушкой, которая ему подходила. Девушка и ее семья в этот момент испытывала бедность и когда Лужин рассказал о своем богатстве и о том что он имеет у нее просто не было выбора кроме того как согласиться выйти за него замуж. Дуня пошла на такой шаг только из-за того что хотела спасти свою семью от бедной жизни ведь семья была для нее на первом месте, так как она их очень сильно любила. Но Дуня была для Лужина лишь вещью, которую он мог использовать ради собственного блага.

Вас может заинтересовать ::  Статья 228 Ук Рф Часть 2

«Преступление и наказание» — это известный роман знаменитого писателя Ф. М. Достоевского. Он был написан и опубликован в 1866 году. Это произведение является психологической исповедью. Оно описывает все переживания и угрызения совести того человека, который совершил преступление. Автор вложил в своё «детище» большое количество сил и энергии. Конечно же, много раз менялась задумка романа, затрагивались новые проблемы и прочее. Но изначально же замысел возник, когда писатель находился на каторге в Омске. В романе он хотел изобразить тяжёлое время и условия, в которых жило российское общество в первой половине XIX века. Также это произведение полюбилось людям благодаря его героям. Каждый из которых по-своему уникален. Автор выделяет некоторых из них и переносит на первый план. Родион Раскольников, Соня Мармеладова, Дуня, Лужин и другие – всё это главные действующие лица романа. Давайте остановимся на образе Лужина. Рассмотрим его натуру поподробнее.

Эти герои в произведении на первый взгляд не имеют ничего общего. Раскольников мучается из-за своих идей. Он так и не смог реализовать их. Лужин же спокоен и рассудителен. Ему неведом идеализм поклонников наполеоновского гения. Он лишь делец, которому знакома философия «мелкого эгоизма». С подобным образом мыслей можно жить долго и счастливо, не терзаясь и не страдая. Но мелкий эгоизм имеет нечто общее с идеей о «право имеющих». Сходство заключается в отвержении основных христианских принципов.

Произведение Достоевского более ста лет вдохновляет театральных постановщиков и кинематографистов. Образ Лужина в романе «Преступление и наказание», фото которого можно увидеть выше, в представлении художников являет собой фигуру довольно однозначную. Он внешне приятен, но за его обликом нет ничего. И именно поэтому он так настойчиво завивается у парикмахера и столь тщательно подбирает себе предметы гардероба. На это делает акцент сам автор, и эти свойства не остаются незамеченными другими героями романа.

Петр Петрович не сразу имел хорошее место в обществе, а добивался его с самых низов. Этим объясняется его демонстративное восхищение собой и своим статусом. Он любит деньги, находится в их власти. Будучи человеком крайне рациональным, Лужин ценит лишь материальные выгоды.

Внешне господин Лужин был миловиден и моложав. Свежее и достаточно красивое лицо, статная фигура еще вполне могли привлечь женщин. Вот только его невеста Дуня не ощущала к нему романтических чувств. Согласие на свадьбу она дала лишь ради своих близких, чтобы вытащить их из лап нищеты. Она успокаивала себя тем, что Лужин – добрый человек.

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

Лужин — оправдывает ли этот человек свою фамилию? Неужели его душа действительно похожа на мутную, грязную лужу? Немного отвлечемся и вспомним Н.В. Гоголя, говорившем о Ноздреве как о типе людей, которые никогда не переведутся на этой земле. Можно утверждать, что к этой категории относится и господин Лужин.

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета. Удивительно, как в своих произведениях он совмещает голубиную кротость и пустое высокомерие, благородство натуры и низменные человеческие страсти. Его творения многогранны не только по многочисленным идеям и мыслям, но и пестрят разнородными характерами.

По отношению к Лужину Раскольников испытывает резкую антипатию. Пётр Петрович отвечает ему взаимностью. Между героями царит полнейшее непонимание. Свою характеристику Лужину Родион выражает следующей фразой: «Человек он умный, но, чтоб умно поступать, – одного ума мало». Видя, что Раскольников без труда раскусил его натуру, Лужин старается ограничить общение Дуни с братом, прилагая все усилия к тому, чтобы их рассорить. Однако его интриги и планы раскрываются. Дуня разрывает помолвку, но Пётр Петрович, чувствуя себя оскорбленным, винит во всем «заносчивого мальчишку» Раскольникова. Друг Родиона Разумихин также характеризует Лужина как человека «не нашего общества… потому что он соглядатай и спекулянт… жид и фигляр» и «не на благородной дороге стоит».

Вас может заинтересовать ::  Снятие Налога За Лечение Зубов

Его вторая теория – это отношение к браку. Женитьба на «прелестной, добродетельной и образованной» женщине, по его мнению, способна создать ему особый ореол благодетеля. Жена ему нужна из самых низов, потому что только в этом случае она «будет рабски благодарна ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним», а он будет «безгранично и всецело владычествовать».

Краткая характеристика лужина преступление и наказание

У него золотой лорнет, от его батистового платка пахнет духами, а на пальце он носит массивный, чрезвычайно красивый перстень. Все же образ Лужина в романе «Преступление и наказание» кратко можно выразить в следующих словах: клеветник и недостойных человек. Именно так называют его главные герои произведения, и таким его изображает сам автор.

Делались попытки соотнести Лужина Достоевского и с его однофамильцем — персонажем Набокова. О. Меерсон, посчитав (на основании концепции Бахтина), что герой Достоевского всегда сложен и противоречив, а Лужин «монологичен, предсказуем, завершён, самодоволен», делает вывод, что этот персонаж является исключением «в мире самого Достоевского» и «нуждается в защите и оправдании с точки зрения норм самого Достоевского», и что именно эту защиту Лужина от его создателя и осуществляет Набоков в соответствующем романе, выступая тем самым апологетом метода Достоевского, согласно которому «нечего на человеке ставить крест»: «дескать, и в Лужине можно найти начало незавершимости и бесконечности личности, а то и личного страдания, больного места, усложняющего характер»[11]. С ней спорит Г. М. Ребель, замечая, что утверждение Меерсон базируется на абсолютизации положений концепции Бахтина, более того, что «такая безапелляционная экстраполяция одного из художественных принципов Достоевского на всё и вся в его художественном мире в немалой степени противоречит идеям самого Бахтина. Если у Достоевского, по Бахтину, „две мысли… — уже два человека, ибо ничьих мыслей нет, а каждая мысль представляет всего человека“, то это ведь, в свою очередь, означает, что человек сводится к своей мысли или к мысли другого о себе…». Таким образом, Лужин «запрограммирован на роль подлеца, которую отрабатывает, как заданный урок, даже вопреки собственному настойчиво декларируемому прагматизму», тем самым персонифицируя буржуазно-меркантильную сторону идеи Раскольникова о вседозволенности. «Иными словами, Лужин в романе „Преступление и наказание“ именно таков, каким он нужен был Достоевскому, и вносить поправки в концепцию этого характера (да еще Набокову!) было бы по меньшей мере странно. Еще страннее доказывать… факт защиты Лужина от его создателя Достоевского тем, что Лужин Набокова определенными своими чертами напоминает князя Мышкина, — так ведь князя Мышкина, а не Лужина, с которым у него ничего общего нет.»[12]

Образ лужина в романе «преступление и наказание»

В 1865 году Федор Михайлович Достоевский, находясь в Висбадене, написал издателю журнала «Русский Вестник» Михаилу Каткову письмо. Писатель сообщал о том, что у него зародилась идея о новом произведении, которое он характеризовал как «психологический отчет одного преступления».

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» «построен», как считают многие читатели, на теории и ее разоблачении главного героя Родиона Раскольникова. Но если прочитать роман внимательно, можно увидеть, что теория есть не только у Раскольникова. Чем-то подобным владеют еще несколько героев. Один из них – Лужин Петр Петрович.

Характеристика Лужина и его образ – сочинение по роману “Преступление и наказание”

«Преступление и наказание» – это глубоко психологическое и философское произведение Достоевского. Лужин Петр Петрович – состоятельный мужчина лет 45. Мечтает открыть свое дело. Расчетливый и неприятный человек, думает взять в жены Дуню, чтобы она чувствовала себя обязанной ему, ради того, чтобы потешить свое самолюбие.

Лужин не обладает ни одной положительной чертой. Роман не повествует ни об одном добром и благородном поступке героя, наоборот, Лужин показан как человек, готовый идти по головам ради собственных целей. Чтобы жениться на Дуне, он клевещет на Сонечку Мармеладову, перед этим подбросив ей деньги.

Adblock
detector