Правовые Положения Конституционнго Суда По Защите И Обеспечению Прав И Свобод Граждан Органами Местного Самоуправления

Правовые Положения Конституционнго Суда По Защите И Обеспечению Прав И Свобод Граждан Органами Местного Самоуправления

Суд – орган государственной власти, и судебная защита – один из видов государственной защиты. Если человек не удовлетворён решением суда общей юрисдикции, он может обратиться в Верховный Суд России. В случае несогласия с его решением возможно обращение в надгосударственный суд – Европейский Суд по правам человека, который является последней инстанцией. Решение этого Суда обязательно для всех государств – членов Совета Европы.

Таким образом, охране и защите прав и свобод человека и гражданина призваны способствовать не только все звенья единого государственного механизма, включающего как институциональные структуры (система органов), так и правовые гарантии, которые являются непременным признаком демократического правового государства, но и активная правозащитная деятельность индивидов.

2. Признать положения пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 28, 31 и 55 (часть 3), в той мере, в какой он распространяет на такие публичные религиозные мероприятия, как молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 названного Федерального закона (пунктах 1-4 статьи 19 названного Закона Республики Татарстан), местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленный статьей 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», без учета различий между теми молитвенными и религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия, так и других граждан, и теми, проведение которых не сопряжено с такой необходимостью.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, обратившийся в Конституционный Суд Российской Федерации в защиту конституционных прав граждан П.Э. Айрияна и А.И. Щендрыгина, полагает, что организованные ими публичные богослужения нельзя отнести к митингам, шествиям или демонстрациям, для которых характерно проведение на территориях общего пользования (площадях, улицах, парках и т.д.), — по сути, они представляли собой собрания членов религиозных организаций, которые проводились в арендованных для этих целей помещениях и не обладали какими-либо особенностями, отличающими их от иных форм собраний (нерелигиозных).

Конституционный Суд в своем Постановлении от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» [15]признал не соответствующими Конституции РФ положения Устава Курской области, которые допускали ограничение нормативно-правового содержания и полноты права граждан на осуществление местного самоуправления (п. 3 и 5 ст. 21). Такая оценка по их буквальному смыслу не исключала возможности передать органам власти Курской области полномочий по решению вопросов местного значения в любом объеме, что противоречила требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Вас может заинтересовать ::  Номер Техпаспорта Где Указан

Конституция РФ гарантирует право местного самоуправления на судебную защиту [1], однако – это право обращаться за судебной защитой только в федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (ст. 133). Европейская хартия местного самоуправления также корреспондирует инициативу органов местного самоуправления на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных во внутреннем национальном законодательстве принципов института местного самоуправления (ст. 11) [2].

Неконституционно оспоренное положение и потому, что норма о формировании представительного органа муниципального района предусматривает его избрание представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной вне зависимости от численности населения поселений нормой представительства. При таком подходе в условиях, когда большая часть населения проживает в районном центре, а меньшая в других поселениях, нарушаются сразу два конституционных принципа — принцип равенства, в силу которого публичная власть должна гарантировать права избирателя на одинаковое обращение с его голосом, и принцип демократии (в ситуации, когда две трети поселения будут выступать за новый порядок формирования представительного органа муниципального района, но при этом будут представлять менее половины населения района).

Таким образом, народовластие является существенным элементом и качественным показателем демократического правового государства как такового. Отсюда с очевидностью следует, что отчуждение народа от принятия государственно-властных решений, в частности посредством запрета свободных выборов органов государственной власти, ведет к искажению самой сути такого государства.

Реализация и защита конституционных прав и свобод гражданина

В условиях современного информационного общества подлинная реализация свободы слова возможна только в условиях доступа к средствам массовой информации. В этой связи действенной гарантией свободы слова в Российской Федерации выступает возможность свободного создания средств массовой информации и не допустимость цензуры массовой информации. Согласно Закону Российской Федерации «о средствах массовой информации» любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступить учредителем средства массовой информации. Кроме того, любой гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности, либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Гарантии конституционных прав и свобод личности и правовой механизм их реализации, охраны и защиты

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

Вас может заинтересовать ::  Можно Ли Составить Постановление Об Отказе В Возбуждении Уголовного Дела На Несовершеннолетнего Без Заявления Потерпевшего?

Правовые Положения Конституционнго Суда По Защите И Обеспечению Прав И Свобод Граждан Органами Местного Самоуправления

Задача эта непростая. Права и свободы, закреплённые в законодательстве, должны, как уже отмечалось, соответствовать универсальным (всеобщим) правовым стандартам и определять движение государства по пути демократии, материального, социального, нравственного и культурного прогресса.

Экономические, социальные, нравственные и культурные условия являются важнейшими предпосылками эффективного действия государственно-правовых механизмов защиты прав и свобод человека. Только развитая экономическая система, нравственность и культура, в основе которых лежит уважение к человеку, личности, создают благоприятные условия для деятельности всей государственно-правовой системы, цель которой – защита прав человека.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

О чрезвычайном положении»

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

2. Временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

В статье приведены нормы, устанавливающие порядок проведения выборов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Пунктом 1 данной статьи устанавливается общий порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии со статьями 23, 15, 16, 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Последующие пункты статьи, а также статьи 4, 5, 6 содержат положения, обеспечивающие реализацию конституционных гарантий прав граждан осуществлять местное самоуправление, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с принципом правопреемственности администрация (исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования) сохраняет определенные законом полномочия и после окончания полномочий главы администрации, назначенного органом государственной власти в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, до формирования структуры органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

3.5. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 23 декабря 1997 года N 21-П, от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 23 января 2007 года N 1-П, от 8 ноября 2012 года N 25-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П и др.), в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений; хотя механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся во взаимосвязи нормативных положений, не исключаются случаи, когда необходимая степень определенности правового регулирования может быть достигнута путем выявления более сложной взаимосвязи правовых предписаний, в том числе на основе обобщения судебной практики применительно к конкретной сфере общественных отношений и с учетом особенностей реализуемых прав и законных интересов граждан; в тех случаях, когда в судебной практике допускается придание тем или иным законоположениям нормативно-правового смысла, влекущего нарушение реализуемых на их основе конституционных прав, возникает вопрос о соответствии этих законоположений Конституции Российской Федерации, который подлежит разрешению Конституционным Судом Российской Федерации, с тем чтобы исключить их применение и истолкование в значении, противоречащем конституционным нормам.

Вас может заинтересовать ::  Арестовали Машину За Долги Бывшего Владельца

При рассмотрении дел, касающихся правоприменительной практики нижестоящих судов, а также проверки законов субъектов Российской Федерации, принятых ранее вступления в силу статьи 6.21 КоАП Российской Федерации, но содержащих сходные с ней нормативные положения, на их соответствие федеральному законодательству об административных правонарушениях, Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что понятие «пропаганда» предполагает активные публичные действия по формированию в сознании установок и (или) стереотипов поведения либо деятельность, имеющую цель побудить или побуждающую лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения, в связи с чем запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений не препятствует реализации права получать и распространять информацию общего, нейтрального содержания о нетрадиционных сексуальных отношениях, проводить публичные мероприятия в предусмотренном законом порядке, в том числе открытые публичные дебаты о социальном статусе сексуальных меньшинств, не навязывая их жизненные установки несовершеннолетним как лицам, не способным в силу возраста самостоятельно критически оценить такую информацию (определения от 15 августа 2012 года N 1-АПГ12-11, от 7 ноября 2012 года N 87-АПГ12-2 и от 27 февраля 2013 года N 46-АПГ13-2).

Новый текст Конституции РФ с поправками 2022

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

[11] Доказательствами служат события последних лет: многочисленные отказы Минюста в регистрации политической партии А.Навального, регистрация Республиканской партии В.Рыжкова только после решения ЕСПЧ, недопуск ЦИКом независимых оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму, приговоры московских судов в отношении мирных протестующих за честные выборы и т.д. Да и само заключение Конституционного Суда РФ, с легкостью отказавшееся от прежней правовой позиции КС, высказанной в Определении от 5 ноября 1998 г. №134-О, служит доказательством, что деятельность Конституционного Суда РФ не является надежной институциональной гарантией от узурпации президентской власти.

[10] П риверженцы тирании всегда апеллируют к интересам народа. Так, в СССР большинство непопулярных мер было мотивировано «многочисленными обращениями граждан». Зарубежный опыт показывает, что диктаторские режимы могут обеспечить свою победу на выборах, используя административный ресурс и фальсификации (Куба, Северная Корея). Ограничение сроков правления – это прививка от тирании. Она специально не обусловлена волей народа, поскольку диктаторские режимы способны эту волю подавить. В этом смысле подтверждается тезис Аристотеля, что наилучший тип демократии тот, когда властвует закон над народом, а не народ над законом.

Adblock
detector