Постановления Конституционного Суда Рф В Области Охраны И Защиты Конституционных Прав И Свобод Личности Список

Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2013 г

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в ряде его решений (постановления от 3 мая 1995 года N 4-П, от 15 января 1999 года N 1-П, от 25 апреля 2001 года N 6-П и от 20 апреля 2006 года N 4-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 марта 2010 года N 323-О-О и др.), утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности (статья 21, часть 1) как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; поскольку ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, постольку никто не может быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав и свобод.

Учитывая, что отношения по поводу обнародования и дальнейшего использования изображения гражданина без его на то согласия регулируются статьей 152.1 ГК Российской Федерации, конституционность которой, равно как и конституционность его статей 12, 150 и 151 заявителем не оспаривается, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются положения пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 ГК Российской Федерации в той мере, в какой они служат основанием для принятия решения по вопросу об удалении владельцем сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированного в качестве средства массовой информации, или уполномоченным им лицом, которое ответственно за размещение информации на этом сайте, сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, размещенных на сайте третьими лицами и признанных судом не соответствующими действительности.

4. Таким образом, часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и — имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, — не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.

1. Статьей 6.21 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 1), а также введены специальные составы соответствующих административных правонарушений, сформулированные по признакам особых субъектов и средств их совершения (части 2 — 4).

В частности, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

экономические права и свободы, обеспечивающие свободу человеческой деятельности в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.);

Вас может заинтересовать ::  Нужно Ли Самостоятельно Становиться На Учет В Другой Налоговой При Смене Места Прописки

Главные позиции КС в сфере уголовной юстиции за 2022 г

Заявитель добавил, что согласно ч. 1 ст. 52 УПК отказ от помощи защитника может иметь место в любой момент уголовного судопроизводства и допустим только по инициативе подозреваемого, обвиняемого.Также отмечалось, что реализация права пользоваться помощью адвоката в уголовном судопроизводстве не может зависеть от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которого находится дело, «т.е. от решения, не основанного на перечисленных в уголовно-процессуальном законе обстоятельствах, предусматривающих обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, в том числе по назначению».

Также заявитель просил проверить, соответствуют ли Конституции РФ положения п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ в той мере, в какой они обязывают суд рассмотреть уголовное дело по ходатайству подсудимого с участием присяжных, не способных быть объективными и беспристрастными как в субъективном, так и в объективном смысле. Суд ЯНАО пояснил, что осужденным предъявлено обвинение в совершении нового преступления в исправительном учреждении, жертвами которого стали другие осужденные, в связи с чем невозможно скрыть факты прежней судимости и отбывания пожизненного наказания.

Кроме того, Суд указал, что исходя из конституционной обязанности по защите Конституции, возложенной как на Российскую Федерацию, так и на ее субъектов, а также с учетом конституционного принципа федерализма и вытекающих из него взаимных прав и обязанностей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимости их согласованной деятельности по обеспечению соответствия нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции и федеральным законам, федеральный законодатель должен установить такой контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации их конституционной обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы и не допускать принятия противоречащих им законов и иных нормативных актов11.

7. Вопросы конституционной безопасности в решениях Конституционного Суда РФ. Конституция является не только некой праксиологической основой государственно-властной деятельности по обеспечению юридической безопасности личности, общества и государства, но конституционные институты имеют достаточно определенное аксиологическое значение в качестве нормативной основы разрешения правотворческих и правоприменительных проблем в соответствующих сферах социальной действительности.

Решения и постановления Конституционного Суда РФ как источники конституционного права

Но почему же все-таки решения КС РФ занимают особое место в российской судебно-правовой системе? Это обусловлено закрепленным в ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»[3] положением об исключительном полномочии данного судебного органа на толкование Конституции РФ[4]. Более того, КС РФ уполномочен разрешать дела об оспаривании соответствия (несоответствия) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, иных нормативных актов, Конституции. Как видим, КС РФ наделен довольно широкими полномочиями, кроме вышеперечисленных, к его компетенции относится рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав граждан. Такая обширная компетенция свидетельствует об уникальности данного института: ведь его решения не могут быть пересмотрены или отменены ни одним государственным органом, а из исполнение – обязательно на всей территории РФ.

Обратим внимание на то, что постановления, выносимые КС РФ на основании ч. 5 ст. 125 Основного закона[4], рассматриваются как источники конституционного права, поскольку в них содержатся нормы, носящие конституционный характер. Учитывая данное обстоятельство, полагаем, что основаниями для причисления к источникам права постановлений КС РФ являются:
— содержание в данных постановлениях конституционных норм, а также способность отменять те или иные нормы;
— постановления КС наделены в определенных случаях силой закона, они также выносятся именем Российской Федерации, и аналогично решениям КС, являются окончательными, не подлежат пересмотру никаким другим органом власти;
— постановления КС носят обязательный характер на всей территории РФ для всех субъектов права – органов власти, предприятий, организаций, граждан и т.д.;
— постановления КС РФ официально публикуются;
— сильный моральный авторитет.

15 января 2022 года при выезде из Российской Федерации на похороны брата онпредъявил свой паспорт гражданина Федеративной Республики Нигерия с визой, срок действия которой истек. На этом основании начальник 2 отделения пограничного контроля КПП «Домодедово-1» своим постановлением от 15 января 2022 года признал его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 КоАП Российской Федерации, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Октябрьский районный народный суд города Москвы, куда В.М. Минаков обратился с иском о восстановлении на работе, решением от 26 ноября 1992 года в иске ему отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев дело по кассационной жалобе В.М. Минакова, определением от 6 января 1993 года оставила решение народного суда без изменения. Жалобы, поданные на это решение в надзорном порядке, были также оставлены без удовлетворения в Московском городском суде и Верховном Суде Российской Федерации.

Вас может заинтересовать ::  Социальные Проблемы 2022 Года

3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране , обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.

Комментарии к Постановлению КС РФ от 26 ноября 2022 г

Полезно определить причины допущенных судами общей юрисдикции ошибок. Густав Радбрух высказал интересную идею о динамичных и статичных моделях правового регулирования: «…право проводить резкую границу там, где в реальной жизни происходят плавные переходы, или принимает во внимание в фактическом составе лишь внешние симптомы вместо действительно важных и относящихся к сути фактов»[10]. В общем, эта мысль о необходимости большей гибкости, эластичности как в законе, так и на стадии правоприменения. Возможно, когда готовились разъяснения по ст. 234 ГК РФ в Постановлении № 10/22, ориентировались на те случаи, когда участниками отношения «собственник – приобретатель по давности» являются частные лица, то есть не учитывались очевидные особенности тех отношений, когда собственником являются публично-правовые образования. Схожесть правовых ситуаций, описанных в постановлениях КС РФ по жалобе гр. Дубовца по ст. 302 ГК, и по жалобе гр. Волкова по ст. 234 ГК РФ в том, что в них участвовали публично-правовые образования, и поэтому КС РФ учел индивидуализирующие данные правовые ситуации особенности, используя метод их номинализации. Не случайно, что новая судебная практика Верховного Суда РФ, изменение (облегчение) критерия добросовестности применительно к давностным владельцам началась после принятия постановления КС РФ по жалобе гр. Дубовца, и в принятых определениях анализировались отношения, в которых одной из сторон было публично-правовое образование.

Безусловное признание приобретательной давности в качестве основания возникновения прав на землю таит в себе, как представляется, одну весьма значительную угрозу земельному правопорядку. Это угроза именуется самозахватом земельных участков, с последующим их недобросовестным приобретением по давности владения.

Однако в России, как в федеративном государстве, каждый субъект Федерации вправе создавать свои конституционные (в республиках РФ) или уставные (в краях, областях) суды для проверки соответствия норма­тивных актов субъектов РФ конституциям и уставам субъек­тов РФ.

Конституционный Суд РФ, созданный еще в 1991 г., призван охранять Конституцию РФ, конституционные права и свободы граждан, обеспечивать их реальное исполнение. Порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 25-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционно-правовая защита прав и свобод личности: система, структура, формы

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», данная должность учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Учитывая, что конституционные предпосылки для соблюдения этих требований в Российской Федерации имеются (ст. 45 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется и что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом), это означает, что человек, исходя из принципа непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах (ст. 18), вправе сам защищать их, опираясь на Конституцию РФ.

Министерство юстиции РФ вернуло поручение Ленинского районного суда г. Тюмени, адресованное компетентному суду Болгарии о допросе ответчика по делу о разделе имущества и потребовало уточнить, на территории какого государства суп­руги имели последнее совместное местожительство, поскольку по договору с Болгарией о правовой помощи от этого зависит подсудность дела.

Вас может заинтересовать ::  Когда Менять Паспорт В 45 Лет До Дня Рождения Или После Дня Рождения

В практике Верховного Суда РФ известен и своеобразный пример оценки факта отсутствия международного договора в сопостановлении с законодательством. Судья районного народ­ного суда одной из областей отказал гражданину ФРГ в приеме искового заявления о возмещении причиненного ему вреда, со­славшись на то, что у Российской Федерации нет договора с Федеративной Республикой Германией об оказании правовой помощи. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ удовлетворила протест заместителя Председателя Вер­ховного Суда, отменила определение народного судьи и напра­вила исковый материал в тот же суд для рассмотрения по су­ществу, ибо отсутствие договора в данном случае значения не имеет, поскольку право иностранного гражданина на обраще­ние в суды РФ наравне с российскими гражданами предусмот­рено ст. 433 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

Судопроизводство в Конституционном Суде РФ производится при строгом соблюдении конституционных принципов, в частности, принципов открытости, гласности, равноправия и состязательности сторон. Гражданину и его представителю как стороне в процессе предоставляются такие же возможности, как и представителям Федерального Собрания, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Во всем их права в судебном заседании идентичны: касается ли это отводов состава Суда, заявления ходатайств, участия в прениях и т.д. Как и другая сторона, гражданин-заявитель может иметь до 3-х представителей. Обычно в этом качестве выступают адвокаты.

К защите ряда конкретных прав и свобод Конституционный Суд возвращался неоднократно и по многим другим делам. Связано это было с тем, что выявлялись новые и новые аспекты ранее оспоренных законов. Например, вопросы избирательных прав граждан рассматривались более чем в 30 делах. Еще большее количество дел было посвящено рассмотрению вопросов конституционности уголовно-процессуальных норм. Не были обойдены вниманием и нормы гражданского процессуального, административного и арбитражного процессуального законодательства, что вполне объяснимо, если учесть, что нормы процессуального законодательства в основном были сосредоточены в ранее действовавших кодексах, большинство из которых были приняты много десятков лет тому назад. Это можно сказать об УПК, ГПК, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Сказанное в полной мере относится и к Кодексу законов о труде. Таможенному кодексу и др. Многие нормы, содержавшиеся в этих кодификационных актах, безнадежно устарели, базировались на совершенно иной политической, экономической и идеологической основе, во главу угла ставились интересы государства, во внимание права отдельного человека, его потребности, интересы во внимание не принимались.

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере обеспечения конституционных прав и свобод

Понятие правовых позиций отражено в трудах различных авторов. Причем нельзя не отметить, что, несмотря на различные формулировки данного понятия, суть правовых позиций понимается большинством авторов единообразно. Так, по мнению Кряжкова В.А. и Лазарева Л.В., это продукт анализа аргументов выводов Суда «результирующая аргументов и выводов». Гаджиев Г.А., отмечает, что «правовая позиция Конституционного Суда — это выявление тех многочисленных потенциальных возможностей, тех богатых по юридическому содержанию «пластов», которые в концентрированном виде содержатся в конституционных нормах» или «фрагмент мотивировочной части окончательного постановления Суда, связанный с окончательными выводами Суда и отражающий правопонимание конституционной нормы». По мнению Волковой Н.С. «сущность правовых позиций заключается в том, что они выступают как общеобязательные стандарты адекватного понимания смысла конституционных положений». Заслуживает внимания и определение правовых позиций, данное Кряжковым В.А. «это логико-правовое обоснование конечного вывода Суда, содержащегося в постановляющей части его решения, формулируемое в виде правовых умозаключений, установок, имеющих общеобязательное значение».

Защита права на свободу и личную неприкосновенность человека Конституционным Судом РФ – одно из основных направлений деятельности органа конституционного правосудия, реализуемое в рамках конституционного судопроизводства в форме конкретного и абстрактного нормоконтроля, направленное одновременно на ликвидацию нарушения Конституции РФ и предотвращение, прекращение произвольного вмешательства в сферу автономии личности, восстановление и компенсацию нарушенного основного права.

Adblock
detector