Особенности Защиты Прав Граждан В Области Социального Обеспечения

Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются защиты трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; а также оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан [6, с.68]. Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

Способы защиты права на социальное обеспечение – это законодательно закрепленные материально-правовые меры, носящие принудительный характер, с помощью которых производится признание (восстановление) оспариваемых (нарушенных) прав, воздействие на правонарушителя.

Самозащита права – это какие-либо действия лица, имеющего субъективное право, связанное с защитой этого права от нарушения. Самозащита может применяться при следующих условиях: способ защиты должен соразмеряться нарушению; лицо, осуществляющее защиту собственного права, должно быть бесспорным по отношению к его обладателю; самозащита не должна выходить за пределы необходимых для защиты действий.

Разрешение споров в области социального обеспечения

The article notes that the current legislation does not establish a specially authorized body for the protection of social security rights. The judiciary now plays a key role in protecting the citizen’s right to social security. However, the development of pre-trial dispute resolution procedures in the field of social security may contribute to more effective protection of this right. The author considers the work of the legislator in this direction. The article analyzes the judicial practice in the field of compensation for moral damage and the problem of monetary determination of the amount of such damage in case of violation of the right to social security, offers to overcome the defects of the law.

Ключевую роль в защите права гражданина на социальное обеспечение в настоящее время играют судебные органы. Такое право в условиях современной России действенно можно защитить главным образом путем обращения в суд. Возникающие споры суды напрямую разрешают своими постановлениями.

Особенности Защиты Прав Граждан В Области Социального Обеспечения

Социальное обеспечение и социальная защита тесно связанные, но не идентичные понятия. Под социальной защитой обычно понимается конкретная социальная политика государства, которое стремится правовыми средствами обеспечить существование определенных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Для того чтобы возникло право на такую пенсию, обязательно необходимы следующие условия, как: а) потеря (смерть) фактического кормильца либо его безвестное отсутствие; б) наличие нетрудоспособных членов семьи, круг которых определен законом; в) нахождение, как правило, указанных лиц на иждивении кормильца.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Вас может заинтересовать ::  Медаль Деньгами Не Мериется

Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения Текст научной статьи по специальности; Право

Форма и способ защиты неразрывно связаны друг с другом. А. А. Сап-фирова справедливо замечает, что каждая форма защиты объединяет в единое целое конкретные, характерные для нее способы и соответствующие органы защиты12. Данное высказывание можно дополнить следующим высказыванием В. П. Кар-ташовой: форма и способ защиты образуют тот необходимый состав, с помощью которого потерпевшее от нарушения права лицо добивается желаемого юридического резуль-

Изложенное мнение указанных выше авторов представляется правильным и дает основание утверждать, что при сравнении ст. 12 ГК РФ и ст. 352 ТК РФ наиболее точной является последняя. В ней к основным способам защиты трудовых прав и свобод отнесены: самозащита; защита профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства; судебная защита. Что же касается

Особенности Защиты Прав Граждан В Области Социального Обеспечения

Думается, следует согласиться с выделением двух видов форм защиты прав и законных интересов – юрисдикционной формы, когда речь идет о деятельности предусмотренных законом органов по защите прав, и формы неюрисдикционной, когда граждане и объединения граждан осуществляют самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы [5, с. 746–750]. Способами защиты, в свою очередь, выступают определенные действия, не запрещенные законом, направленные на защиту нарушенного субъективного права или признание законного интереса. Представляется, что оформленные результаты таких действий представляют собой меры защиты, к которым можно отнести, например, восстановление нарушенного права, пресечение противоправных деяний, признание акта нормотворчества, не подлежащего применению, и т.п.

В то же время законодатель не предусматривает права профессиональных союзов или иных общественных организаций на осуществление контроля в сфере иных видов обязательного социального страхования. Это относится к медицинскому страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, где институты общественного контроля упразднены.

Отчет по практике ««Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»», Право и организация социального обеспечения

Задание 1. ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.6 Приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты с заявлениями о назначении определённого вида социального обеспечения: 1.1.Составление отчёта о порядке и особенностях приёма граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. Задание 2. ПК 1.1, ПК 1.3, ПК 1.4 Использование компьютерных программ для назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учёта и рассмотрения пенсионных обращений граждан на основании заявления и сформированного пенсионного дела: 2.1. Составление таблицы, содержащей и описывающей компьютерные программы для назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учёта и рассмотрения пенсионных обращений граждан на основании заявления и сформированного пенсионного дела. Задание 3. ПК 1.1, ПК 1.4 Определение прав на перерасчёт, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсию по государственному пенсионному обеспечению, на индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и материнского (семейного) капитала и других социальных выплат, путём внесения соответствующих изменений в пенсионное дело: 3.1. Составление отчета о порядке внесения изменений в пенсионное дело на основании анализа нормативно- правовой базы организации. Задание 4. ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.6 Прием лиц пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, выдача данным лицам соответствующих справок: 4.1. Составление отчета об особенностях приема лиц пожилого возраста и инвалидов по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты с приложением выданных справок. Задание 5. ПК 1.5 Осуществление формирования и хранения дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат: 5.1. Осуществить и изучить особенности формирования и хранения дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат. 5.2. Описание в виде схемы или таблицы особенностей и порядка осуществления формирования и хранения дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

Вас может заинтересовать ::  Можно Ли Через Мфц Прописаться Дистанционно Находясь В Другом Регионе

В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями истца, свидетеля, что Великородова К.А. и её отец ныне покойный ФИО1 проживали совместно, отец систематически оказывал материальную помощь своей дочери Великородовой К.А., которая являлась для неё основным и постоянным источником существования.
Таким образом, факт нахождения Великородовой К.А. на иждивении ФИО1 доказан в судебном заседании, поэтому суд считает, что требования о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца, подлежат удовлетворению.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края обратилось в Уссурийский районный суд к гражданке Мышкиной с иском о взыскании ущерба в виде необоснованно полученной суммы. В иске пенсионный орган указал, что Мышкина обратилась в УПФ РФ по УГО с заявлением о назначении компенсации по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет, который нуждается в постороннем уходе. Компенсация была назначена и выплачивалась вместе с пенсией ежемесячно.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

По субъектному составу споры подразделяются на споры между гражданином, с одной стороны, и органами, осуществляющими социальное обеспечение, с другой стороны. Такими органами являются органы социальной защиты населения, органы медико-социальной экспертизы, подразделения государственных внебюджетных фондов (ПФР, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования), медицинские учреждения, социального обслуживания и др.

В связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ближайшее время эти споры отдельной группой отойдут к спорам по поводу денежных выплат 6 .

В настоящее время есть попытки исключить понятие «социальное обеспечение» из терминологического оборота. Объясняется это не только падением интереса к социальному обеспечению, но и признанием его анахронизмом, реально востребованным только в социалистической системе хозяйствования. В.И. Шарин считает, что принципиальные изменения в социально-экономических отношениях, в том числе и по поводу социальной защиты населения, появление ее административных структур с новыми функциями не дают возможности использовать термин “социальное обеспечение” для определения качественно новых общественных отношений в сфере социальной защиты. Не случайно отсутствует и законодательное закрепление понятия “социальное обеспечение”. Поэтому и само это понятие целесообразнее было бы оставить исключительно для определения особого типа социальной защиты населения, имеющего место в известный конкретно-исторический период.

Если обратиться к утверждению, что термин «обеспечение» является родовым по отношению к термину «защита», то вряд ли возможно признать социальное обеспечение частью системы социальной защиты 4 . Следует внести ясность, что это две относительно самостоятельные системы, каждая из которых имеет специфическое предназначение. Это важно, т.к. в настоящее время ни законодательство, ни международная практика, ни научная литература не содержат единого подхода к применению термина «социальная защита» и соотношению его с понятием «социальное обеспечение» 5 .

Приведенное положение уже само по себе, а практика нормотворчества, в особенности, свидетельствуют о перевесе бремени ответственности за социальное обеспечение (социальную поддержку и социальное обслуживание) граждан с федерального уровня на субъекты РФ, в то время как в сфере обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством федеральное регулирование охватывает все возникающие на этот счет общественные отношения.

Конституционный Суд РФ в своем Определении, отказывая гр. Г. в принятии его жалобы на рассмотрение, сослался на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. № 2 [85] [86] [87] , где сказано, что суды вправе при разрешении споров, связанных с определением среднемесячного заработка пострадавшего, получившего повреждение здоровья вследствие профессионального заболевания и не состоявшего к моменту наступления страхового случая в трудовых отношениях с работодателем учитывать обычный размер вознаграждения работника.

Повышение оригинальности

Для изучения характера обращений и причин, порождающих обращения граждан, ежеквартально проводится их анализ по видам работы (пенсионное обеспечение, медико-социальная экспертиза, социально-бытовое обслуживание пенсионеров, кадры).
При анализе обращений особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятельности учреждений социального обеспечения или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения обращений. 13
На основании результатов анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, порождающих письма граждан, улучшению социального обслуживания населения.
Предложения, направленные на совершенствование законодатель ства о социальном обеспечении и улучшение работы учреждений социального обеспечения, систематически обобщаются, и информация о них высылается в вышестоящие учреждения социального обеспечения.

Вас может заинтересовать ::  Работа по гпд и алименты 2022

Формирование в России демократического, правового, социального государства обусловило повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений, особенно связанных с социальной защитой, поддержкой государством людей, подвергшихся воздействию социальных рисков. Защита прав и интересов граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты права граждан на социальное обеспечение приобрела особенно важное значение в последнее время. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, порождают сложности в его применении. Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение предполагает научное исследование и осмысление проблем применения законодательства о социальном обеспечении с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий и изменений в процессуальном законодательстве.
Предметом настоящего исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты нарушенных прав граждан в области социального обеспечения.
Цель работы — комплексный анализ особенностей защиты прав граждан на социальное обеспечение в административном и судебном порядке.
Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
— раскрыть и охарактеризовать основные способы административной защиты нарушенных социальных прав граждан;
— раскрыть порядок принятия и рассмотрения жалоб граждан в органах социального обеспечения и социальной защиты;
— проанализировать основные особенности судебной защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты;
— сделать выводы по совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности защиты права граждан на социальное обеспечение.

Права человека на социальное обеспечение

Таким образом, право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание, признается важной гарантией социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека. Оно содержится во всех международных документах, закрепляющих основные права и свободы человека. Причем в этих документах закрепляется лишь минимальный уровень социального обеспечения и социальной защиты, который государство, утверждающее, что оно демократическое, социальное, должно предоставить своим гражданам. К сожалению, не всегда закрепленные в международных актах положения, даже если государство их ратифицировало, практически осуществляются, оставаясь иногда всего лишь декларацией.

Право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание, признается важной гарантией социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека. Оно содержится во всех основных международных актах, как универсальных, так и региональных, закрепляющих основные права и свободы человека.

Д. С. Шелестов для группы социальных прав определяет понятие самозащиты как возможность инициировать, контролировать и влиять на процесс защиты от начала и до конца, взаимодействуя с органами государственной власти. Автор отмечает, что органы власти играют важную роль в процессе реализации самозащиты социальных прав граждан, и приводит примеры самозащиты социальных прав через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органы местного самоуправления22.

Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009; Барышникова Т. Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых интересов в российском трудовом праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 2005.

Adblock
detector