Лекции По Административному Праву Кратко

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса административного права, на базе нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство по состоянию на 1 сентября 2008 года.

Конспект лекций содержит основные положения административного законодательства. В нем раскрывается определение понятия административного правоотношения, его структура и виды, рассматриваются субъекты административных правоотношений, понятие государственной службы и государственного служащего. Дается характеристика административного принуждения, основание административной ответственности и состав административного правонарушения,

Лекции По Административному Праву Кратко

принцип равенства перед законом – лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами;

Предметом административного права являются административные правоотношения. Административное правоотношение – это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами административного права своих прав и обязанностей в сфере исполнительной власти, одной из сторон которых всегда выступает орган исполнительной власти или его должностное лицо.

Лекции По Административному Праву Кратко

  • менее суровое наказание, чем при уголовной ответственности;
  • привлечение компетентных административных органов при вынесении решения;
  • привлечение физических и юридических лиц;
  • относительная простота исполнения;
  • оперативность;
  • экономичность;
  • регламентированность нормами административного права.
  • Предупреждение. Письменное уведомление о порицании физического или юридического лица.
  • Административный штраф. Денежное взыскание. В РФ административный штраф может составлять от 0,1 до 25 минимальных заработных плат для частных лиц, до 50 — для должностных и до 1000 — для юридических.
  • Принудительное изъятие. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей продажей данных вещей и возмещением бывшему собственнику полученной после реализации суммы за вычетом всех расходов.
  • Конфискация. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей передачей в собственность федерации или субъектов РФ.
  • Административный арест. Судья может назначить кратковременную изоляцию человека от общества за нарушение административного порядка (до 15 суток), требований режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции (до 30 суток).
  • Лишение специальных прав. Судья может назначить кратковременное лишение некоторых прав человека за систематическое и грубое нарушение административного порядка.
  • ВыдворениезапределыРФ (депортация). Касается иностранных граждан и лиц без гражданства. Назначается судьёй в предусмотренных законодательством РФ случаях.
  • Дисквалификация. Судья может лишить физическое лицо права занимать определённые должности (руководство в исполнительных органах юридических лиц, вхождение в совет директоров, управление юридическим лицом) на срок от полугода до трёх лет.
  • Приостановлениедеятельности. Судья может ограничить деятельность физического лица в юридическом учреждении.
Вас может заинтересовать ::  Законы принятые в 2022 году

Адм. пр-нием (проступком) признается посягающее на гос. или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

На родителей может быть наложен штраф. Возмездное изъятие и конфискация предметов и административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Это основная стадия административного производства (гл. 29 КоАП РФ). Дело рассматривается по месту его совершения в 15-дневный срок со дня получения его судьей или должностным лицом, как правило, в присутствии правонарушителя. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  1. внутриаппаратные отношения (взаимоотношения внутри системы исполнительных органов власти, организацию государственной службы, формы и методы управленческих действий);
  2. внеаппаратные отношения (взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и гражданами). Ядром предмета административного права является система отношений между гражданами и их организациями и органами государственного и муниципального управления и их должностными лицами. Примером таких отношений могут быть отношения между пенсионером и работниками отдела социального обеспечения, между водителем и инспектором ГАИ, между участниками внешнеэкономической деятельности и должностными лицами таможенных органов;
  3. отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Методже административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

В целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности 15 мая 2008 г. принят Указ Президента РФ № 797, содержащий ряд мер, направленных на усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), в т.ч. проведение плановых контрольных мероприятий каждым органом государственной власти не чаще чем один раз в три года (кроме налогового контроля), а внеплановых – только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей и лишь по согласованию с прокурором субъекта РФ; сокращение количества разрешительных документов; замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием или финансовыми гарантиями; сокращение полномочий органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью (в частности, составление протоколов об административных правонарушениях). В целях реализации данного Указа был принят ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Правительственный контроль.Контрольные полномочия Правительства РФ определены в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ». В ст. 4 закона установлено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации. В соответствии со ст. 44 этого закона Правительство РФ в пределах своих полномочий проводит контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В законе определен и второй субъект правительственного контроля – Аппарат Правительства РФ, в т.ч. его Департамент контроля и проверки выполнения решений, который осуществляет контроль за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ.

Вас может заинтересовать ::  Заявление На Подачу Документов В Отдел Кадров Чернобыльца

Итак, большинство специалистов в области административного права подчеркивают связь предмета данной отрасли с государственным управлением, исполнительной властью. Поэтому можно сформулировать следующее определение административного права – это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти (в широком смысле – государственного управления).

Авторами другого учебника по административному праву сформулировано содержание предмета административного права следующим образом: это отношения власти-подчинения между органами исполнительной власти и иными организационно неподчиненными участниками общественных отношений, это внутриорганизационные отношения, если данные отношения уже не урегулированы иными отраслями права[5].

Юридические гарантии, безусловно, необходимы, без них не­возможно само правовое положение. Однако изначально они далеко не достаточны для фактической реализации гражданином своих прав, свобод и обязанностей, образующих содержание его административно-правового положения. Их действенность во мно­гом зависит от организационных гарантий, которые, в свою очередь, имеют правовое закрепление и выражение. Организационные гарантии — система государственных и негосударственных субъектов, имеющих полномочия участвовать в обеспечении прав, свобод и обязанностей граждан, их охране и защите.

3. Административно-правовые гарантии прав граждан. Гарантиями прав, свобод и обязанностей гражданина признается система политических, социально-экономических, правовых и организационных условий их осуществления, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод гражданина.

Лекции По Административному Праву Кратко

Органы государственной исполнительной власти составляют часть государственного аппарата, действуют от имени государства и по его поручению, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы своей деятельности, располагают источниками финансирования, словом, обладают всеми признаками государственного органа.

– некоторые из преступлений против общественной безопасности: терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотических средств, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 205, 206, 207, ч. 2 ст. 213, ст. 214, 226, 229, 267 УК РФ).

Шпаргалка по административному праву

Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

– оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации. Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Вас может заинтересовать ::  Льготы На Ласточку Новоуральск -Екатеринбург

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Важно подчеркнуть, что под регулирующее воздействие норм административного права соответственно подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления федерального и регионального (республики, края, области и т.п.) уровня. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся фундаментом административного права.

Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

Административное правоГруппа авторов, 2010

Таким образом, административное право — это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

— защита прав и интересов субъектов правоотношений: главным образом, права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти; права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

Лекции По Административному Праву Кратко

Структура административно-правового положения граждани­на РФ включает: а) его административную правосубъектность; б) систему его прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нор­мами административного права; в) их политические и социально-экономические гарантии; г) организационно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ, а также исполнение ими возложен­ных на них нормами административного права обязанностей.

Система нормативных правовых актов, регулирующих адми­нистративно-правовое положение указанных субъектов, включа­ет в себя: а) федеральные законы: от 25 июля 2002 г. «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[10]; от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[11]; от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Фе­дерации»[12] и др.; б) указы Президента РФ, не про­тиворечащие федеральным законам, могут издаваться по всем воп­росам, относящимся к его компетенции; в) постановления Прави­тельства РФ могут приниматься по вопросам порядка выдачи раз­решений на временное проживание иностранцам, выдачи вида на жительство, порядка приглашения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности и т.д. Например, поста­новлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. утверждены По­ложение о выдаче иностранным гражданам и лицам без граждан­ства разрешения на временное проживание[13], Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жи­тельство; г) нормативно-правовые акты иных федеральных орга­нов исполнительной власти, принятые в порядке исполнения за­конов, указов Президента РФ и постановлений Правительства (например, Положение о миграционной карте, утвержденное при­казом руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти от 11 ноября 2002 г.).

Adblock
detector