Предмет Уголовного Процесса И Административеого Права

Понятие, предмет, метод и система уголовного и административно-деликтного права

  • Принципе законности, означающем, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в пределах и размерах, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (УК РФ). Иными словами, воспроизводится классическая формула мирового уголовного законодательства: «нет преступления и нет наказания без прямого указания на то в законе». Не допускается применение уголовного закона по аналогии, то есть в случаях, прямо не предусмотренных уголовным законодательством.
  • Принципе равенства граждан перед уголовным законом, конкретизирующем закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений и т. п. Единственным критерием при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности является наличие в совершенном им деянии признаков состава преступления.
  • Принципе вины, состоящем в субъективном вменении и личном характере уголовной ответственности. Субъективное вменение означает привлечение лица к уголовной ответственности лишь за виновное причинение им вреда. Личный характер уголовной ответственности состоит в том, что лицо несет ответственность только за то деяние, которое само совершило.
  • Принципе справедливости, заключающемся в соответствии уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, применяемых к лицу, совершившему преступление, характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Кроме того, ч. 2 ст. 6 УК РФ воспроизводит принцип ч. 1 ст. 50 Конституции РФ о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  • Принципе гуманизма, проявляющемся в уголовном праве в двух аспектах: во-первых, в установлении наиболее строгих наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления; и во-вторых, в защите прав и интересов лица, совершившего преступление, наказывая которое государство не мстит ему за совершенное преступление, а преследует лишь цели восстановления социальной справедливости и решения задачи предупреждения новых преступлений.

Во-вторых, еще одним отличием административно-правовых и уголовно-правовых запретов является «сфера их распространения» (объекты охраны). А. Г. Братко утверждал, что административно-правовые запреты направлены на охрану общественных отношений, которые складываются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Большой удельный вес среди них имеют запреты, направленные на охрану общественного порядка. Более обоснованной по данному вопросу представляется позиция А. П. Шергина и К. Ф. Шергиной, которые полагают, что круг общественных отношений, защищаемых мерами уголовной и административной ответственности, как свидетельствует сравнение ст. 2 УК РФ и ст. 1.2 КоАП РФ, в основном практически один и тот же — права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, собственность, общественный порядок, общественная безопасность и др. Исключение составляют жизнь, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества, защита которых осуществляется преимущественно уголовно-правовыми средствами. Таким образом, весь спектр наиболее важных для личности, общества и государства общественных отношений и ценностей охраняется исключительно уголовно-правовыми средствами. Включение в сферу охраны уголовно-правовых запретов мира и безопасности человечества свидетельствует также о наднациональном характере уголовно-правовых запретов. Таким образом, преступление как особая разновидность правонарушений представляет собой «высший уровень» правонарушений.

Это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части уголовного процесса, отделённые друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся задачами, органами и лицами, участвующими в производстве по делу, порядком процессуальной деятельности и характером правоотношений.

  • разрешение дела — принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом в уголовном деле;
  • обвинение — уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
  • защита — уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния.

Тема 14

2. Регулятивная – своевременное реагирование на случаи нарушения уголовно-правовых норм посредством возложения ответственности на виновных, когда указанные отношения защитить не удалось и преступление все же совершенно, а также урегулирование отношений, возникающих при добровольном отказе, обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и в иных случаях, предусмотренных уголовным законом.

Как отрасль законодательства уголовное право есть совокупность законов, содержащих нормы уголовного права. Согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

Вас может заинтересовать ::  Неименная Карта Сбербанка Моментум Можно Ли Накладывать Взыскание Или Арест Отзывы

С другой стороны, публичный интерес — это совокупность ин­тересов частных, а частный — элемент публичного, а потому совер­шенно логично и естественно, что в уголовно-процессуальное право вкрапливаются частно-правовые интересы, характерные для диспо-зитивного регулирования общественных отношений.

Ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 21-ФЗ устанавливает, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Для взаимодействия уголовного и административного права характерны процессы криминализации и декриминализации. Криминализация означает, что деяния, признаваемые административными правонарушениями, в связи с изменением общественного сознания могут быть переведены в число преступлений. Суть декриминализации состоит в переходе уголовно наказуемых деяний в число административных проступков. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в том числе и уголовного права.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Правоведение для чайников – 6

А если налоговая инспекция по ошибке сняла деньги с банковского счёта предпринимателя, а потом вернула, то он не может потребовать с неё неустойку за незаконное использование денежных средств согласно ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ. А всё потому, что отношения между налоговой и предпринимателем – это не гражданско-правовые отношения, т.е. не «имущественные отношения, основанные на имущественной самостоятельности, юридическом равноправии и автономии воли сторон». Здесь никакого юридического равенства сторон нет, и это всё отношения, которые регулирует финансовое право (точнее, его подотрасль – налоговое право). Соответственно, Гражданский кодекс мы тут применить не можем, нужно смотреть Налоговый кодекс.

Вторая – семья общего права (она же англо-американская правовая семья, англосаксонская правовая семья или семья прецедентного права). «Общим правом» в средневековой Англии называли систему правил, основанных на судебных решениях (прецедентах). Позже она распространилась в английских колониях – США, Канаде, Австралии. Основной вид источников права в странах семьи общего права – прецеденты.

Лекция 1

Так, юридическая обязанность лица, виновного в совершении преступления, состоит в том, чтобы претерпеть установленные уголовным законом лишения либо ограничения своих прав (данные лишения и ограничения могут быть личного, имущественного и организационного характера). Субъективным правом лица, совершившего преступление, как субъекта уголовного правоотношения, является гарантированная положениями УК РФ и УПК РФ возможность быть ответственным лишь за такое деяние, которое в полной мере отвечает признакам конкретного преступления, указанного в Особенной части УК РФ. Иными словами, никто не может подвергнуться уголовному преследованию за деяние, которое не содержит признака (признаков) преступного. В этом состоит провозглашенное Конституцией РФ и охраняемое законом право лица на защиту от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права, регулируя конкретные области общественных отношений, охраняют их от действий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Это, в свою очередь, определяет характер применяемых мер к лицам, нарушившим нормы соответствующих отраслей права, например, принудительное изъятие имущества. Однако в числе общественных отношений, урегулированных этими отраслями права, есть такие, которые взяты под охрану уголовным правом. Так, государственное право устанавливает порядок избрания высших и местных органов власти. За нарушение этого порядка (заведомо неправильный подсчет голосов, воспрепятствование реализации избирательного права, подлог избирательных документов) уголовное право предусматривает уголовную ответственность. Таким образом, оно защищает общественные отношения, урегулированные нормами государственного права. Аналогичным образом можно проследить особенности взаимоотношения уголовного права и с другими отраслями права.

Предмет Уголовного Процесса И Административеого Права

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств и способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это – методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они, как уже отмечено, дают наиболее емкую характеристику любой отрасли российского права, включая и административное право.

Вас может заинтересовать ::  Оплатить В Фонд Капитального Ремонта Без Комиссии

4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях (как правило, это имеет место при реализации субъективных прав).

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу. Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю. При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве. Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

Особенная часть уголовного права включает в себя нормы, определяющие конкретные преступления по их родам и видам, а также определяющие наказания за их совершение. Система преступных деяний, в соответствии с действующим уголовным законодательством, выглядит следующим образом:

Так, административное право предусматривает возможность применения мер принуждения при совершении административного правонарушения. Эти меры также обладают превентивным характером. Однако они отличаются от уголовно-правовых мер принуждения тем, что применяются за менее опасные для общества нарушения. Меры административного и уголовного принуждения отличаются правовыми последствиями их применения. В отличие от административных мер применение норм уголовного права порождает судимость.

Решением проблемы усмотрения в рамках производства по делу об административном правонарушении оснований для возбуждения уголовного дела должно стать устранение правовой неурегулированности взаимообуслов-ливающего перехода одного вида процесса в другой. Положения, касающиеся оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении, должны найти отражение в соответствующей главе нового КоАП РФ. В частности, в перечень обстоятельств прекращения производства по делу об административном правонарушении необходимо включить пункт следующего содержания: «усмотрение должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, оснований для возбуждения уголовного дела».

уголовного, во многом схожи. Производство по делам об административных правонарушениях и уголовное судопроизводство предъявляют одинаковые требования к участникам процесса, доказательствам, применению обеспечительных мер, основаниям прекращения производства. В качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется привод (ст. 27.15 КоАП РФ). Идентичная по названию и по правовой сущности мера используется и в уголовном судопроизводстве (ст. 113 УПК РФ). Кроме того, целый перечень иных мер выра-женно коррелируют между собой по названию, смысловой нагрузке, процессуально-правовой природе. Даже сами меры наказания являются схожими. Например, наиболее часто применяемым видом наказания в административном праве является штраф. Подобная мера ответственности существует в Уголовном кодексе (согласно ст. 44 УК РФ первым в перечне мер наказания является штраф). Причем обращает на себя внимание, что как в административном, так и в уголовном праве данный вид наказания может применяться дополнительно. Говоря о мерах наказания, ограничивающих личную свободу субъектов правовых деликтов, следует отметить много схожего между двумя кодифицированными правовыми нормами. В КоАП РФ и в УК РФ существуют наказания, связанные с ограничением свободы: административный арест (КоАП РФ) и ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы (УК РФ). Требования, предъявляемые к доказательствам, используемым как в производстве по делам об административных правонарушениях, так и в уголовном судопроизводстве, тоже во многом схожи. В праве существует такое понятие, как «допустимость доказательств», под которым обе рассматриваемые отрасли права понимают строгое соблюдение законности при их получении. Не допускается в качестве доказательств ни в административном, ни в уголовном производстве использование фактических данных, которые не соответствуют указанному принципу. Этот принцип распространяется на любые доказательства, в том числе и показания (заключения) специалиста или эксперта [6, с. 70]. В качестве примера можно привести обстоятельства, гипотетически возможные в уголовном судопроизводстве, при которых будут отклонены доказательства, полученные в результате проведения обыска без соблюдения соответствующих процессуальных норм. По-

Вас может заинтересовать ::  Можноли Ездить На Маршрутке По Ученическому В Спб

Лицо как физическое (граждане), так и юридическое (организации), которое считает, что его права и интересы нарушены (например, посягательства на личную свободу, честь и достоинство, имущество) кем-либо имеет право обратиться в суд. Для этого нужно подать исковое заявление.

Гражданско-правовые споры и порядок их разрешения – основной предмет гражданского процесса. Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов. Гражданские правовые споры наиболее многочисленны, чем другие виды споров. Учитывая это многообразие сторон деятельности граждан, закон дает лишь приблизительный перечень видов споров, которые могут разрешаться в суде гражданского процесса. Это споры:

Административное судопроизводство

1. Вводные положения. Принятие КАС является важным этапом становления судебной власти в России. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ [1] судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило его отдельное правовое регулирование — в ГПК, АПК, а теперь и в КАС с сохранением специального правового регулирования в АПК.

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ; 11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;

Если при производстве предварительного расследования применялась киносъемка или звукозапись, то они воспроизводятся обвиняемому и его защитнику. Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них предъявляются все материалы в порядке очередности, определяемой следователем или лицом, производящим дознание. Обвиняемый и его защитник, знакомясь со всеми материалами дела, вправе выписывать и копировать из него любые сведения и в любом объеме.

Производство любого следственного действия возможно только в том случае, если для этого имеются установленные в законе основания: фактические и правовые. Под фактическими основаниями понимаются определенные данные, прежде всего доказательства, которые диктуют необходимость производства того или иного следственного действия. Под правовым, иногда говорят, юридическим, основанием понимается наличие у следователя (органа дознания) правомочия на производство следственного действия, подтвержденного соответствующим процессуальным актом, вынесенным в установленном законом порядке.

О предмете и методе административно-процессуального права

Российское право в целом представляет собой сложную систему, определенную целостность, обладающую известной внутренней структурой, это правовые нормы, институты, подотрасли, отрасли права. И у этой системы есть свой адекватный ей единый предмет правового регулирования. Элементами названной системы являются уже известные группы общественных отношений — предметы отраслей, образующих систему российского права. При этом российское право как система существует независимо от содержания и количества составляющих его отраслей в конкретный временной период. Отсюда следует, что преобразования и изменения, происходящие в системе, не нарушают ее стабильности и проявляются, как правило, в изменении взаимодействия между ее элементами, придавая тем самым еще большую надежность всей системе права в целом. Например, длительное время существовала такая отрасль, как колхозное право, сформировавшееся на основе общественных колхозно-земельных отношений. Все это ушло в прошлое, но система права продолжает активно функционировать. Совершенно естественно и объективно появились новые отрасли — предпринимательское, энергетическое, конкурентное право и другие, а система российского права устойчиво и эффективно работает, т.е. изменяются границы правового регулирования, возникают новые отрасли права, исчезают отжившие. Но главное остается неизменным: сам факт существования таких общественных отношений, которые объективно нуждаются, требуют правового регулирования и получают его, выступая в качестве единого предмета правового регулирования для права в целом, независимо от набора входящих в него отраслей.

Единый предмет правового регулирования логически влечет (обусловливает) за собой существование единого метода правового регулирования российского права, ибо если есть предмет общественных отношений, составляющих социально-правовую среду и требующих того или иного отраслевого регулирования, то необходим и правовой метод их регулирования, имманентно присущий системе права в целом.

Adblock
detector