Надзор Прокурора За Процессуальной Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия: Предмет Соблюдение Прав И Свобод Человека

2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России;
з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т. д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т. д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрацион-ной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

    • о задержании подозреваемого;
    • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
    • о привлечении в качестве обви­няемого;
    • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
    • о временном отстранении обвиняемого от должности;
    • о розыске обвиняемого;
    • о производстве выемки;
    • о производстве обыска;
    • о наложении ареста на имущество;
    • о на­значении экспертизы;
    • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

В уголовно-процессуальном законодательстве реализу­ются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

Вас может заинтересовать ::  Права Военнослужащего С Ребёнком Инвалидом

Надзор Прокурора За Процессуальной Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия: Предмет Соблюдение Прав И Свобод Человека

10. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений статьи 226.4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и об уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента разъяснения подозреваемому соответствующего права.

При необходимости по результатам обобщения подготавливать информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на данном направлении надзора.

1.16. При поступлении к прокурору копий постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), постановлений о приостановлении производства по делу, а также соответствующих статистических карточек осуществлять сверку содержащихся в них сведений с данными, фиксируемыми в книгах учета. Особое внимание обращать на невнесение в статистический учет информации о возобновлении производства по уголовным делам после отмены указанных процессуальных решений.

Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором приводить обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при достаточности данных, указывающих на признаки преступления, приводить доводы о наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований для возбуждения уголовного дела.

Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия и полномочия прокурора

Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности.Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений, давать дознавателю письменные указания и др.)

Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона.

Надзор Прокурора За Процессуальной Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия: Предмет Соблюдение Прав И Свобод Человека

Пределы прокурорского надзора. В сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве о проведении процессуальных действий и принятии решений. Например, только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о проведении обыска и выемки в жилище, контроле и записи переговоров; о наложении ареста на имущество и др.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор не наделен полномочиями по прямому устранению выявленных нарушений. Исключение составляет обязанность прокурора немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

Розыскные меры (действия) в отличие от оперативно-розыскных мероприятий должны носить гласный, не требующий зашифровки методов и способов получения результатов уголовно-процессуальный характер, не являясь при этом следственными действиями, проводиться только дознавателем или следователем и иметь своей целью установление лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также места нахождения подозреваемого или обвиняемого, места нахождения похищенных ценностей и орудий преступления, места нахождения жертв преступления, а материалы, отражающие содержание и результаты розыскных действий, могут быть непосредственно приобщены к уголовному делу [8, с. 2—5]. К розыскным действиям относят применение служебно-розыскной собаки, проведение подворных (поквартирных) обходов, составление и рассылка субъективных портретов преступников, расспросы граждан, получение от них заявлений и объяснений, проверка лиц по оперативным учетам и системам уголовной регистрации, организация засад и заградительных мероприятий, рассылка различного рода запросов, истребование и изучение документов, использование средств массовой информации и т. п. [2, с. 128].

В УПК необходимо закрепить и порядок получения объяснений до возбуждения уголовного дела. В главе XIX должно быть указано, что объяснения граждан и должностных лиц могут быть письменные и устные. Устные объяснения заносятся в протокол, который подписывается ими и должностным лицом органа дознания, следователем и прокурором, получившим объяснение. Письменное объяснение должно быть подписано лицом, от которого оно исходит [5, с. 191].

В пределах предоставленных прокурору полномочий необходимо сосредоточить внимание на устранении причин и условий, способствующих сокрытию органом дознания преступлений от регистрации и учета, принятию незаконных решений по сообщениям о преступлениях. По выявленным нарушениям закона нужно добиваться привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.[3, с. 18]

Вас может заинтересовать ::  Прожиточный минимум в 2022 году в россии

Существует необходимость обеспечить надлежащий надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина, в том числе на его свободу и личную неприкосновенность; во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

— прокурор при обходе должен проверить все подсобные помещения, в т.ч. те места, где находятся нарушители режима. Если гражданин находится в данном помещении свыше установленного срока, либо наказание наложено не законно, прокурор своим постановлением вправе освободить любого незаконно туда помещенного.

  • При проведении проверки в колонии прокурор обязан проверить требования закона об условно-досрочном освобождении. Прокурор проверяет законность и обоснованность направления в суд материалов для решения вопроса об условно-досрочном освобождении или освобождении от наказания в связи с болезнью.

8. Кроме того, правом апелляционного обжалования путем принесения апелляционного представления обладают государственный обвинитель и (или) вышестоящий прокурор. Данное право у них возникает в случае несогласия с точки зрения законности, обоснованности и справедливости приговора, а также законности и обоснованности иного решения суда первой инстанции. При этом государственный обвинитель и (или) вышестоящий прокурор имеют право обжаловать соответствующее судебное решение. Данное обжалование происходит путем принесения апелляционного представления в суд, который постановил приговор или иное обжалуемое судебное решение. Как правило, таким правом обладают государственные обвинители из числа должностных лиц, органов районной (городской) прокуратуры либо гарнизонной военной прокуратуры, должностных лиц прокуратуры республик, краев и областей, городов федерального значения, прокуратур автономной области или автономного округа, прокуратур военного округа (флота), а также должностных лиц Генеральной прокуратуры. Речь в данном случае идет о помощниках, старших помощниках прокурора района (гарнизона), прокурора субъектов РФ, а также старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов прокуратуры субъекта, а также помощников, старших помощников начальников управлений (главных управлений) и старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры либо помощников, старших помощников Генерального прокурора, которые участвовали в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции. Кроме государственного обвинителя правом приносить апелляционные представления обладает вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции, в зависимости от звена судебной системы. При этом в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» рассмотрению подлежат оба представления, при условии что они поданы в установленный законом срок . В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» система органов прокуратуры представляет собой централизованную систему, основанную на подчинении нижестоящих органов прокуратуры вышестоящим органам и Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ»). Поэтому для принесения апелляционного представления на судебное решение, вынесенное районным судом (гарнизонным военным судом), прокурор района (города) либо прокурор военной прокуратуры объединения, соединения, гарнизона или прокурор других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, должен обратиться к вышестоящему прокурору о принесении ими апелляционного представления. В этой связи прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним иные прокуроры обладают правом принесения апелляционных представлений на приговоры и иные судебные решения, не вступившие в законную силу и вынесенные районными судами, в апелляционную коллегию по уголовным делам верховного суда республик, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. В случае необходимости принести соответствующее апелляционное представление в апелляционную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, прокурор субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры обращаются с данным представлением к Генеральному прокурору или их заместителям о принесении апелляционного представления. Исключением являются случаи, когда помощник прокурора, прокурор управления и прокурор отдела и т.д. прокуратур субъектов РФ или приравненных к ним прокуратур участвовали в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовных дел по существу судами республик, краевыми или областными суда, судами города федерального значения, судами автономной области и судами автономного округа. В данном случае эти должностные лица имеют право сами принести соответствующие апелляционные представления. Кроме того, правом на принесение апелляционных представлений на судебные решения суда первой инстанции имеют и заместители вышестоящих прокуроров. Данное положение отражено в п. 31 ст. 5 и ч. 5 ст. 37 УПК РФ. По нашему мнению, самостоятельно вышестоящий прокурор, без обращения к нему нижестоящего прокурора, который в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 221 и п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК РФ утвердил обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), не обладает правом апелляционного обжалования судебного решения путем принесения апелляционного представления. Дело в том что пределы судебного разбирательства суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 252 УПК РФ связаны с предъявленным обвинением, а данное обвинение утвердил соответствующий прокурор. Кроме того, прокурор, утвердивший обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), на основании поручения возлагает на соответствующее должностное лицо органа прокуратуры обязанность поддерживать государственное обвинение. Поэтому вышестоящий прокурор без обращения к нему нижестоящего прокурора о принесении апелляционного представления не имеет право самостоятельно обращаться в суд апелляционной инстанции с обжалованием судебного решения. Речь в данном случае идет о том, что прокурор, утвердивший обвинительное заключение (обвинительный акт, обвинительное постановление), обладая полномочиями по делегированию своих полномочий по осуществлению уголовного преследования при рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции, обращается к вышестоящему прокурору для принесения апелляционного представления в соответствующую апелляционную инстанцию суда общей юрисдикции. Кроме того, п. 31 ст. 5 УПК РФ четко регламентирует, что прокурором как участником уголовного судопроизводства признается Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Таким образом, полномочия вышестоящего прокурора по апелляционному обжалованию судебных решений будут соответствовать принципу законности (ст. 7 УПК РФ), если имеются фактические (материальные) основания для обжалования и процессуальные основания. Как уже отмечалось, фактические (материальные) основания связаны с наделением соответствующего прокурора полномочиями согласно Закону «О прокуратуре РФ», а процессуальные основания связаны с обращением прокурора, утвердившего обвинительное заключение (обвинительный акт), о необходимости обжаловать судебное решение в апелляционном порядке. Данное положение не распространяется на иные судебные решения — как правило, промежуточные судебные решения, в силу того что в них не рассматриваются вопросы о виновности, наказания, вида учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный, и т.д.
———————————
.

Вас может заинтересовать ::  За Что Фссп Наложила Арест На Землю

1) выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37). Кроме того, данное постановление в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ является поводом для возбуждения уголовного дела;

Правовая основа, задачи и предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

В этой статье Закона определено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения расследования,а также законность решений, принимаемых органами дознания и органами предварительного следствия.

Зарегистрированные заявления и сообщения о преступлениях передаются на рассмотрение на­чальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления: возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке ст. 109 УПК РСФСР, провести досудебную подготовку материалов по протокольной форме и т.д.

Надзор Прокурора За Процессуальной Деятельностью Органов Дознания И Предварительного Следствия: Предмет Соблюдение Прав И Свобод Человека

22. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО НАДЗОРА Предмет прокурорского надзора за исполнением законов в соответствии с Законом о прокуратуре включает: 1) соблюдение Конституции РФ и 2) исполнение законов, действующих на территории РФ; 3) соответствие законам правовых актов,

Прокурор не компетентен отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные следователю; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; продлевать срок предварительного следствия; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. В настоящее время данные полномочия переданы руководителю следственного органа, поэтому требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю следственного органа.

На основании пункта 19 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», прокурор требует от дознавателей продлевать срок дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток — за 10 дней, свыше 6 месяцев — за 15 дней.

Прокурор может требовать документацию, связанную с работой по заявлениям о преступлениях, книги и журналы регистрации и прочие документы, связанные с производством уголовного дела. Для пресечения укрытия преступлений от регистрационного учета прокуратура ежемесячно сверяет учетные данные органов дознания с данными медицинских учреждений и другими надзорными учреждениями. Выявленные нарушения закона следственных и процессуальных действий фиксируются в актах прокурорского реагирования, т. е. письменных указаниях о предоставлении иных решений.

Adblock
detector