Курс Лекций Проблемы Уголовно-Процессуального Права

Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского

Изучение учебного курса «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» — задача не из легких. Она требует обращения к значительному количеству нормативных актов, учебной и научной литературе, правоприменительной практике. Поэтому настоящая работа не может заменить собой учебник, комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу и другие рекомендованные источники. Не может она заменить и сами учебные занятия. Мне как лектору, очень бы хотелось, что с помощью данного конспекта мы сможем сэкономить учебное время за счет того, что его обладателю не надо будет тратить время на запись основных определений, классификаций и другого базового материала, что мы сможем уделить больше внимания проблемным и интересным вопросам теории и практики.

Конспект предназначен прежде всего для слушающих лекции автора студентов Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, Петрозаводского государственного университета и Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Курс уголовного процесса

Подготовленный кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова курс уголовного процесса находится на пересечении двух традиций. Одна из них связана с научно-педагогической уголовно-процессуальной школой Московского университета, а другая выходит далеко за ее пределы.

По ходу погружения в работу выяснилось, что речь должна идти не просто об учебнике, но о полноценном курсе уголовного процесса. К тому же нехватка такого курса сегодня остро ощущается не только в педагогическом, но и в доктринальном плане. Здесь мы сталкиваемся уже с другой, причем общеевропейской, традицией: разграничения учебника (например, фр. manuel) и курса (например, фр. traite) по той или иной правовой дисциплине. Эта традиция прекрасно известна и в России, в том числе в сфере уголовного процесса. В отличие от учебника, имеющего в большей мере прикладную задачу по подготовке студентов, «курс уголовного процесса относится к числу фундаментальных трудов, сочетающих в себе обобщение достижений теории и практики применения законодательства». В сегодняшних условиях курс должен, конечно, «без гнева и пристрастия» (sine ira et studio) обобщать не только достижения, но и недостатки развития законодательства и правоприменительной практики, не говоря уже об историческом и сравнительно-правовом анализе, без которых подлинная теория немыслима. Все это не исключает не только возможность, но и необходимость использования курса в учебном процессе, причем независимо от того, идет ли речь о подготовке бакалавров, магистров, аспирантов или повышающих свою квалификацию дипломированных специалистов.

Вас может заинтересовать ::  Очередность На Земельный Участок Для Многодетных Мугисо

Курс Лекций Проблемы Уголовно-Процессуального Права

Мораль гарантирует четкое, точное и неуклонное выполнение правовых норм. Требования права и морали должны препятствовать предвзятости, тенденциозного подхода при проведении дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, волокиты, черствости, безразличия к судьбе людей, формальному отношению к их обращениям, жалобам.

Подсудимый имеет право давать показания в любой момент судебного следствия (ч. 3 ст. 274 УПК РФ). Дача показаний на суде – право, а не обязанность подсудимого. Он не должен ни доказывать свою невиновность, ни сообщать об обстоятельствах преступления, если он признает свою вину.

Уголовный процесс: конспект лекций

Осмотр трупа проводится на месте его обнаружения с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия – врача. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию. Кремирование неопознанных трупов не допускается. При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае если родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом. Эксгумация и осмотр трупа производятся с участием понятых и судебного эксперта.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Курс Лекций Проблемы Уголовно-Процессуального Права

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса уголовного процесса, на базе нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовно-процессуального законодательство по состоянию на 20 марта 2010 года.

Новое издание конспекта от 2022 года:
Батычко Вл.Т. Уголовный процесс. Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2022.
Конспект лекций написан в соответствии с программой курса уголовно-процессуального права, на базе нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовно-процессуального законодательство по состоянию на 1 сентября 2022 года.

В соответствии со ст. 6 УПК РФ непосредственными задачами (назначением) уголовного судопроизводства являются: 1) защита прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Указанная формулировка назначения уголовного судопроизводства в точности соответствует ст. 2 Конституции РФ, предусматривающей, что права и свободы человека являются высшей ценностью.

Вас может заинтересовать ::  Идет Ли Статья За Продажу Насвая

Во-первых, наличие субъектов, наделяемых властными полномочиями (органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда), которые осуществляют функции расследования и разрешения уголовных дел, судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора. В уголовно-процессуальные отношения вступают и иные лица, обладающие процессуальным статусом, но не наделяемые властными полномочиями (потерпевший, обвиняемый, подозреваемый, свидетель и т. д.).

В ходе данной деятельности необходимо осуществлять мониторинг, который является одним из важных средств проверки эффективности и совершенствования законодательства. Как справедливо отметил председатель Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации ГЭ. Бурбулис, достойного качества принимаемых законов можно добиться мониторингом правового пространства и правоприменительной практики и, в частности, мониторингом законодательства [12, с. 3].

Следовательно, применение мониторинга является в современный период уголовно-процессуальной реформы одним из главных инструментов совершенствования уголовно-процессуального законодательства, к которому в последнее время законодатель неоправданно перестал обращаться при разработке уголовно-процессуальных норм.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Преподавание спецкурса «Актуальные проблемы уголовного процесса» предусматривает изучение перечня нормативных и литературных источников, посвященных вопросам уголовного судопроизводства, в том числе: УПК РФ, положений Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, посвященных особенностям применения норм УПК РФ; ряда международных актов (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.5,6), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.14) и др.).

Актуальные проблемы уголовного процесса – достаточно объемная дисциплина, ввиду чего охватить весь материал в рамках лекционных и семинарских занятий невозможно. Поэтому, самостоятельная работа студентов является существенной составляющей освоения данного курса.

Уголовно-процессуальное право Российской Федерации

Весомым преимуществом онлайн-курса является разработанный и систематизированный автором теоретический и наглядный материал (с примерами из следственной и судебной практики). По мере изучения курса слушатели сформируют полное представление не только о нормативном регулировании российского уголовного судопроизводства, но и о проблемах, тенденциях, перспективах его развития. Сами же учебно-методические материалы приведены в соответствие со структурой и содержанием действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В онлайн-курсе «Уголовно-процессуальное право Российской Федерации» во всей полноте изложены теоретические сведения и соответствующие им учебно-методические материалы, разработанные и систематизированные как для полноценного изучения, так и для эффективного преподавания уголовно-процессуального права Российской Федерации не только в НИУ ВШЭ, но и в других высших учебных заведениях (факультетах) юридического профиля.

Вас может заинтересовать ::  Порядок сноса пятиэтажек в москве 2022

Правила осуществления уголовно-процессуальной деятельности, предусмотренные УПК, применяются также при производстве по УД о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов РФ под ее флагом, если названное судно приписано к порту РФ (ст. 2 УПК).

Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения: прокурором, а также следователем, руководителем следственного органа, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим, его законным представителем и представителем, гражданским истцом и его представителем. Уголовное преследование осуществляется в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что у НШП есть будущее. И оно гарантировано тем, что нам есть что искать, у нас есть надежные инструменты для поиска, и главное — есть люди. Это основной ресурс НШП, который позволит ей жить и оставаться воис­тину школой живого уголовного процесса.

Давно известно, что труднее всего определять вещи и явления, сами собой разумеющиеся. По сути, таковым для меня и является феномен Нижегородской школы процессуалистов: я знаю, что это, но точно описать не в состоянии. Поэтому правильнее будет сказать: не знаю, а чувствую. Я чувствую, что НШП живет, развивается и ока­зывает реальное влияние не только на научное бытие, но и на саму нашу жизнь.

Согласно ст. 220 УПК в обвинительном заключении следователь указывает: 1) фамилии, имена и отчества обвиняемого или обвиняемых; 2) данные о личности каждого из них; 3) существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; 4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающих ответственность за данное преступление; 5) перечень доказательств, подтверждающих обвинение; 6) перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением.

Показания подозреваемого – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по делу. Как и показания обвиняемого, они имеют двойственную природу, являясь не только источником доказательств, но и средством защиты данного участника процесса. Показания и обвиняемого, и подозреваемого всегда связаны с обстоятельствами, уличающими этих лиц в совершении преступления. Поэтому обвиняемый и подозреваемый не обязаны давать показания и не несут ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Adblock
detector