Постановление Прокурора Выступает Поводом, Которое Способно Возбудить Уголовное Дело

Постановление прокурора — новый повод для возбуждения уголовного дела

См.: Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Норма, 2002. С. 362 — 363; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.П. Верина, В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2004. С. 357; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. 2-е изд. М.: Юристъ, 2004. С. 336 — 337; и др.

При анализе приведенной новеллы может сложиться впечатление, что она сокращает количество решений по материалу: коль скоро решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято уже с согласия руководителя следственного органа, то норма об отмене прокурором постановления об этом и направлении соответствующего постановления руководителю следственного органа (ч. 6 ст. 148 УПК) в подобных ситуациях фактически не применяется. Однако такой взгляд представляется неправильным. В законе (ст. 148 УПК) нет норм, которые давали бы основания ограничивать полномочия прокурора на отмену постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем с согласия руководителя следственного органа, а равно вынесенного самим руководителем следственного органа. Подтверждением такой позиции является дополнение УПК нормой о том, что прокурор в своем постановлении об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, направляемом руководителю следственного органа, должен изложить конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке.

6. Комментируемая норма устанавливает срок для отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела — 24 часа. Ограничение срока в данном случае обеспечивает стабильность предварительного расследования и судебного разбирательства, так как отмена решения о возбуждении дела делает юридически ничтожными все результаты расследования. Вместе с тем сравнительно малый срок не позволяет произвести содержательную проверку законности и обоснованности данного решения.

5. Основанием для отмены постановления о возбуждении дела прокурором является его незаконность и (или) необоснованность. В некоторых случаях эти основания в силу их очевидности могут быть установлены прокурором путем изучения копии самого постановления (в нем не указана информация, предусмотренная ч. 2 ст. 146; оно вынесено ненадлежащим лицом, например, подлежащим отводу, или постановление органа дознания не утверждено начальником органа дознания; допущена грубая ошибка в квалификации преступления по нормам УК, истекли сроки давности уголовного преследования — п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК; не соблюден порядок возбуждения дела в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом, — ст. ст. 447, 448 УПК). Однако содержательная оценка законности и обоснованности решения о возбуждении дела, в частности выяснение наличия большинства оснований для отказа в возбуждении дела (ст. 24 УПК), требует изучения материалов предварительной проверки: повода для возбуждения дела, объяснений заявителя, пострадавшего, очевидцев, протокола осмотра места происшествия, заключения специалиста и др.

Это постановление порождает уголовно-процессуальные отношения, с момента его появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании выступает в качестве повода для возбуждения уголовного дела в случаях выявления прокурором деяний, содержащих признаки преступления, в ходе работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан, проведения прокурорских проверок исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в других направлениях прокурорско-надзорной деятельности. Сюда же можно отнести и материалы, которыми оформлены результаты личного наблюдения прокурором, оказавшимся случайным свидетелем, обстоятельств совершения преступления, — рапорты, объяснения, акты и т.п.

Постановление прокурора как повод для возбуждения уголовного дела

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» ч. 1 ст. 140 УПК дополнена п. 4, в соответствии с которым еще одним, четвертым по счету поводом для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Так, полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), ставшее с 2010 года поводом к возбуждению уголовного дела, неоднозначно воспринято научным сообществом. возбуждение уголовного дела , РФ , уголовное преследование , следственный орган , уголовный процесс , предварительное следствие , полномочие прокурора , орган дознания , постановление прокурора , прокурор . Лишение прокурора полномочий на возбуждение уголовного дела, что противоречит традиционному представлению о роли прокурора в уголовном процессе, лишает его наиболее эффективных средств реагирования на выявленные нарушения законности. Полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства должно быть заменено на полномочие возбуждать уголовное дело. Кроме этого, в законе необходимо предусмотреть процедуру принятия заявления о явке с повинной аналогично процедуры заключения сделки о признании вины судьями федеральных судов США[75].[74] См.: Газетдинов Н. И. Процессуальные сроки в уголовном процессе для возбуждения уголовного дела? О законодательной регламентации поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. // Российский следователь.

Вас может заинтересовать ::  Могут Ли Приставы Передать Автомобиль На Хранение Новым Владельцам

Постановление прокурора как повод к возбуждению уголовного дела

Естественно, деятельность органов прокуратуры по выявлению нарушений закона, в том числе содержащих признаки преступлений, свернута не была. Более того, сотрудники прокуратуры обращали и обращают пристальное внимание не только на сами нарушения уголовного закона, но и на то, какие меры были приняты по материалам осуществленной проверки. Это в полной мере соответствует положениям ст. 21 Закона о прокуратуре, определяющей предмет надзора, а также полномочиям прокурора требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. Вначале материалы прокурорской проверки имели статус сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК) и оформлялись рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК). Однако этот повод к возбуждению уголовного дела вызывал нарекания как прокурорских работников, так и сотрудников органов предварительного расследования. Что касается прокуроров, то в любом случае информация, сообщаемая ими по результатам осуществления надзорной деятельности, рапортом именоваться не могла, поскольку подготовка и направление рапорта предполагает, что подавшее его должностное лицо находится в подчиненном положении по отношению к адресату . Следователи же, а равно и дознаватели, получив рапорт, не могли в полной мере оценить представляемые им сведения, поскольку из содержания документа признаки преступления усматривались, однако не всегда были ясны иные обстоятельства, входившие в механизм совершения деяния. Это, как правило, требовало дополнительной проверки, значительных затрат времени и человеческих ресурсов. ——————————— См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. С. 657.

Наибольшую значимость эти полномочия приобретают в тех случаях, когда прокурор обнаруживает нарушения уголовно-правовых норм, в связи с чем возникает вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела. Ранее прокурор имел возможность непосредственно возбуждать уголовные дела, после чего либо поручал производство предварительного расследования должностному лицу (следователю, дознавателю), либо осуществлял эту деятельность самостоятельно. Сразу же после внесения в УПК РФ изменений, по существу, отстранивших прокурора от предварительного расследования , весьма остро встал вопрос о реализации полномочий прокурора в сфере уголовно-процессуальной деятельности. Ведь из Закона о прокуратуре такая форма прокурорского реагирования, как постановление о возбуждении уголовного дела, была исключена. ——————————— См.: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Introduction: in the paper the authors reveal the essence of one of the causes for initiating a criminal case, the so-called fourth cause with the title «the prosecutor’s decision to send relevant materials to the preliminary investigation body to resolve the issue of criminal prosecution»; actual problems associated with the implementation of the powers of the Prosecutor’s office at the stage of initiating a criminal case; the essence of the supervisory powers of the Prosecutor’s office (Prosecutor) at the stages of criminal proceedings. Addressing this topic is due to the main purpose — the consideration of the concept of «prosecutor’s decision as a cause for initiating a criminal case» in the criminal procedure legislation of the Russian Federation, as well as the study of topical problems of implementing the powers of the Prosecutor’s office (prosecutor) when considering the issue of ensuring compliance with the principle of legality at all the stages of criminal proceedings. Methods: the methodological framework for the study was the general scientific method of cognition, including the principle of objectivity, consistency, induction and deduction. In the context of this method and in connection with it, the general logical methods of theoretical analysis and specific scientific methods (comparative law, technical and legal analysis, concretization, interpretation) were used. Results: considering the concept of «prosecutor’s decision as a cause for initiating a criminal case», the authors drew attention to the role of the prosecutor in making the relevant decision on the activity management of the preliminary investigation body, indicated, that in criminal procedure law of this state the most important function of the Prosecutor’s office (prosecutor) is the supervision over compliance g with rule of law by all the bodies and officials, by virtue whereof, in practice, the implementation oftwo mutually exclusive ^ powers of the Prosecutor’s office (prosecutor) can lead to the imbalance in the full implementation of the principles of criminal procedure at all procedural stages. Conclusions: as a result of the study, the authors come to the conclusion that * in order to implement fair justice at the stages of criminal proceedings, it is necessary to make appropriate changes in the o criminal procedure legislation of the Russian Federation, since the combination in one body of powers to initiate criminal 5 proceedings (in particular, sending a corresponding resolution to the preliminary investigation body to resolve the issue S of criminal prosecution) and the powers to supervise over compliance with the law by the preliminary investigation Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вас может заинтересовать ::  5 Ребенок В Семье Что Положено 2022 Оренбургская Область

Introduction: in the paper the authors reveal the essence of one of the causes for initiating a criminal case, the so-called fourth cause with the title “the prosecutor ’s decision to send relevant materials to the preliminary investigation bodyto resolve the issue of criminal prosecution”; actual problems associated with the implementation of the powers of the Prosecutor ’s office at the stage of initiating a criminal case ; the essence of the supervisory powers of the Prosecutor ’s office ( Prosecutor ) at the stages of criminal proceedings. Addressing this topic is due to the main purpose — the consideration of the concept of “ prosecutor ’s decision as a cause for initiating a criminal case ” in the criminal procedure legislation of the Russian Federation, as well as the study of topical problems of implementing the powers of the Prosecutor ’s office ( prosecutor ) when considering the issue of ensuring compliance with the principle of legality at all the stages of criminal proceedings. Methods: the methodological framework for the studywas the general scientific method of cognition, including the principle of objectivity, consistency, induction and deduction. In the context of this method and in connection with it, the general logical methods of theoretical analysis and specific scientific methods (comparative law, technical and legal analysis, concretization, interpretation) were used. Results: consideringthe concept of“ prosecutor ’s decision as a cause for initiating a criminal case ”, the authors drew attention to the role of the prosecutor in making the relevant decision on the activitymanagement of the preliminary investigation body, indicated, that in criminal procedure law of this state the most important function of the Prosecutor ’s office ( prosecutor ) is the supervision over compliance with rule of lawbyall the bodies and officials, byvirtue whereof, in practice, theimplementation of twomutuallyexclusive powers of the Prosecutor ’s office ( prosecutor ) can lead to the imbalance in the full implementation of the principles of criminal procedure at all procedural stages. Conclusions: as a result of the study, the authors come to the conclusion that in order to implement fair justice at the stages ofcriminal proceedings, it is necessary tomake appropriate changes in the criminal procedure legislation of the Russian Federation, since the combination in one bodyofpowers to initiate criminal proceedings (in particular, sending a corresponding resolution to the preliminary investigation bodyto resolve the issue of criminal prosecution) and the powers to supervise over compliance with the law by the preliminary investigation bodies is impossible in practice; it requires additional research and appropriate changes.

Порядок возбуждения уголовного дела

Эти полномочия ограничены тем, что по ст. 146, ч. 1 среди инициаторов процедуры по возбуждению уголовного дела, прокурора нет в списке. Это означает, что он лишен права возбуждать уголовное дело. Им обладает дознание, следствие, начальник отдела следствия и его подчиненный. Прокурор надзирает за работой этих лиц, но самостоятельно не может возбудить дело.

  1. С правой стороны указывается адресат, к которому обращается гражданин, например, следователь.
  2. С этой же стороны прописываются полные данные заявителя.
  3. В середине – наименование документа. Например, гражданин может воспользоваться такой формулировкой, как «заявление о преступлении».
  4. В середине заявления прописываются обстоятельства, при которых произошло правонарушение. Они излагаются лаконично и кратко. Заявитель должен перечислить все имеющиеся у него доказательства правонарушения.
  5. В документе гражданин указывает на требование о возбуждении уг.дела.
  6. В заявлении делается сноска о том, что гражданин осведомлен об ответственности за ложный донос.
  7. Документы, свидетельствующие о преступлении, прикладываются к заявлению.
  8. Проставление даты, подписи.

Человек, решивший заявить о совершении преступления или подготовке к нему, заранее предупреждается о том, что согласно 306 статье УК РФ, ложный донос также является противоправным действием. Данная информация фиксируется в документе и подтверждается подписью заявителя.

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия. Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Срок возбуждения уголовного дела возможно продлить до 10 дней по мотивированному ходатайству дознавателя и следователя. Если надо произвести документальные проверки, экспертизы, ревизии, различные исследования и оперативно-розыскные мероприятия то срок может быть до 30 суток.

Вас может заинтересовать ::  Продажа энергетика несовершеннолетним 2022 год какая статья

Заявление о преступлении — часто встречающийся повод для возбуждения дела. Под ним понимается сообщение о преступлении независимо от того, пострадал заявитель или нет. Оно может быть сделано в двух видах: устном и письменном. Письменное заявление обязательно подписывается заявителем.

Постановлением прокурора от 30.04.2022 названное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал возвращен в ММО МВД РФ «Темниковский» для дополнительной проверки. По результатам дополнительной проверки 05.05.2022 в отношении Ч. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ [7].

На практике учащаются случаи отказа в возбуждении дела без достаточных законных оснований. Рассмотрим их подробнее. Изучение и выявление причин незаконного характера имеет немаловажное значение в целях защиты прав человека, а также способствует выработке мер к их устранению. Что побуждает уполномоченных сотрудников внутренних дел отказывать в возбуждении уголовного дела: недостаточная квалифицированность или необходимость обеспечить показатели статистики? Для ответа на данный вопрос углубимся в деятельность прокуратуры, которая наделена достаточными полномочиями для отмены незаконных и необоснованных решений в стадии возбуждения уголовного дела [3, 4].

Постановление Прокурора Выступает Поводом, Которое Способно Возбудить Уголовное Дело

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое является эффективным средством устранения нарушений закона.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного проступка, и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется для исполнения органу, компетентному применять меры административной ответственности.

Статья 37

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

Исключение из общего порядка возбуждения дел частного обвинения, помимо указанных выше обстоятельств, может составлять и то обстоятельство, что лицо, в отношении которого подано заявление, входит в перечень отдельных категорий лиц, возбуждение уголовных дел против которых осуществляется в порядке ст. 448 УПК.

К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны — ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147,
ч. 3 ст. 318 УПК). В этом случае следователь приступает к производству предварительного следствия, а дознаватель — дознания (ч. 3 ст. 318 УПК).

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Налицо деформация требований как к процессуальной форме доказательств, надлежащему субъекту собирания доказательств (без собственно производства по уголовному делу), соблюдению процессуальных гарантий (на данной стадии нет и не может быть подозреваемого, потерпевшего), так и к первоначальному назначению данной стадии. С учетом увеличения процессуальной нагрузки можно усомниться и в правомерности традиционного (до недавнего времени) подхода к значению стадии возбуждения уголовного дела как к «рубежу», отделяющему непроцессуальную деятельность по проверке сообщения о преступлении от процессуальной деятельности по расследованию преступления.

Такое положение дел явно не соответствовало предусмотренным п. 2 ст. 1 действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 37 УПК РФ полномочиям прокурора по осуществлению уголовного преследования. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 27 данного Закона при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор обязан принять меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Adblock
detector