Надзор За Исполнением Законов Органами, Осуществляющими Оперативно-Розыскную Деятельность, Дознание И Предварительное Следствие 2022 Год Прокуратура Нижегородской Области

Важнейшим полномочием прокурора на заключительном этапе расследования является право при обнаружении нарушений закона возвратить уголовное дело в органы дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Реализация властно-распорядительных полномочий при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия направлена на то, чтобы не были нарушены права и законные интересы участников уголовного процесса и других граждан, ни одно преступление не оставалось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.

Правовую основу за исполнением законов этого направления составляют: Закон о прокуратуре (ст.29, 30, 31); Закон об оперативно-розыскной деятельности от 5 июля 1995 г. (ст. 21); приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г.№56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 июня 1998 г. №33 «О введении в действие положения о работе с секретными материалами, документами, делами»; указание Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 1996 г. №44/15, МВД РФ от 25 июля 1996 г. №1/12812 «О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», УПК РФ; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18 июня 1997 г. №31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием», приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, регламентирован главой 3 Закона о прокуратуре, Законом РФ об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации от 12 августа 1995 года, также Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре РФ, предметом надзора за этим важным направлением является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Следует отметить, что органы прокуратуры, осуществляя уголовное преследование, проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции.
Федеральный закон «Об ОРД» к порядку осуществления оперативно-розыскной деятельности относит:
— наличие предусмотренных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД;
— наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия;
— соблюдение условий проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— объективность и полнота проверок;
— своевременное и полное представление органам расследования оперативно-розыскных данных, материалов по результатам применения специальных технических средств для подготовки и осуществления следственных действий;
— условия привлечения граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий на конфиденциальной основе. К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий Закон относит:
1. Наличие возбужденного уголовного дела;
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) события или действия, создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве;
4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД;
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ. Одной из важнейших задач прокурорского надзора является проверка установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.
Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии заявлений и сообщений о преступлениях и решения по ним принимались в установленный законом срок.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования преступлений как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса, неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты общества, государства от преступных посягательств. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на такие конституционные нормы, как:
1) решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46);
2) каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49); при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона (ст. 50); никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом (ст. 51); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52). В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами осуществляющими ОРД:
1. О заведении и прекращении дел оперативного учета.
2. О проведении и прекращении конкретных оперативнорозыскных мероприятий.
3. О представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд.
4. О рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ.
5. Об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения.

Вас может заинтересовать ::  Когда Сотрудник Уфсин России Может Получить Ветерана Труда

— органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

— о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, к которым относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, а также проникновение в жилище, должно быть вынесено мотивированное постановление одним из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Основанием для принятия этих решений может быть информация о подготовке или совершении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, или событиях (действиях), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

  • проверку соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • проверку соблюдения законности, обоснованности и установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законности принимаемых по ним решений;
  • проверку соблюдения законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;
  • проверку соблюдения законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных;
  • проверку соблюдения законности представления результатов оперативно-розыскной деятельности;;
  • проверку наличия полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения в процессе оперативно-розыскных мероприятий;
  • проверку соблюдения определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;
  • проверку соблюдения установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов;
  • проверку соответствия оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдения требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
  • проверку своевременности уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища); наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.
Вас может заинтересовать ::  Пособия Гражданам Проходившим Военную Службу И Их Семьям

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:

— наложение ареста на почтово-телеграфные и иные от­правления и их выемку, выемку документов, содержащих государ­ственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушива­ние и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгу­мация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержа­щихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела ниже­стоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими пись­менными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;

1) требовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и доку­менты, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования (ч. 1 и 5 ст. 34 УПК);

Надзор За Исполнением Законов Органами, Осуществляющими Оперативно-Розыскную Деятельность, Дознание И Предварительное Следствие 2022 Год Прокуратура Нижегородской Области

5. Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении. В соответствии со статьей 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий и оснований, предусмотренных частью 3 статьи 144 УПК РФ.

анализ жалоб в порядке статей 124, 125 и 125.1 УПК РФ, поступивших от участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, прокурора. Сведения о результатах их рассмотрения;

Дознаватель, следователь или руководитель органа дознания, начальник следственного подразделения при получении жалобы обязаны незамедлительно направить ее прокурору. В случае необходимости они прилагают к жалобе свои объяснения по поводу причин и оснований подачи жалобы. Одновременно в зависимости от обстоятельств уголовного дела должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, его исполнение может быть приостановлено до разрешения жалобы прокурором. Признав жалобу достаточно обоснованной, должностное лицо прекращает обжалуемое действие или отменяет обжалуемое решение в пределах своих полномочий, о чем сообщает прокурору[[9] ].

Вас может заинтересовать ::  Может Ли Быть Присвоен Адрес, А Кадастровый Номер Нет

Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы, имеют возможность острейшего вмешательства в личные права и свободы каждого конкретного человека. По этой причине государство сочло необходимым закрепить это направление деятельности прокуроров по надзору за исполнением законов обозначенными органами в самостоятельное направление надзора, подчеркивая его важность[[1] ].

  1. утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд;
  2. возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Вместе с прекращением уголовного дела, прекращению подлежит и уголовное преследование. Дело может быть прекращено по реабилитирующим и не реабилитирующим основаниям. К реабилитирующим относятся: отсутствие события преступления, отсутствие состава преступления и т.д.; к не реабилитирующим — истечение сроков уголовного преследования; смерть подозреваемого; примирение сторон и др.

Предметом прокурорского надзора как вид государственной деятельности является общественные отношения, на регулирование которых направлена деятельность прокурора. Эти общественные отношения связаны с исполнением законов юридическими лицами, физическими лицами и должностными лицами, кроме высших органов представительной, исполнительной власти РФ и судебных органов.

Следователями отделения СО МО МВД России «Ярцевский» в отчетном периоде окончено производством 44 уголовных дела, 44 уголовных дела направлено в суд для рассмотрения по существу, из них расследовано в срок свыше установленного УПК РФ – 8 уголовных дел, прекращено производством 1 уголовное дело по не реабилитирующему основанию.

Группой дознания ОП по Духовщинскому району в отчетном периоде окончено 35 уголовных дел), которые направлены в суд для рассмотрения по существу, из них расследовано в срок свыше установленного УПК РФ – 8 уголовных дел, производством уголовные дела не прекращались.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Основания прокурорской проверки законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

5. Полномочия, урегулированные иными правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

Прокурорскийнадзор за соблюдением порядка предварительного расследования преступлений как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты общества, государства от преступных посягательств. Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумции невиновности.

Генеральный прокурор РФ, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, чтобы своевременно проверялись все находящиеся на рассмотрении заявления и сообщения о преступлениях, пресекались случаи проведения не вызванных необходимостью проверочных действий.

Adblock
detector