Подростки Продолжают Расти: Развивается Эндокринная Система, Совершенствуется Моторно-Двигательная Функция В Период Роста Может Наблюдаться Вялость И Неловкость Движений

Другая причина низкого роста у подростков связана с внешним фактором — питанием. Понятно, что для активного увеличения тела необходим строительный материал и энергия — белки, жиры и углеводы в необходимом количестве. Кроме того, нужны другие факторы роста — витамины и микроэлементы. Если питание ребенка недостаточно или неполноценно, то в первую очередь страдают именно процессы роста. Но если голодание было распространено в прошлые годы, то в наше время большую угрозу несет переедание — излишнее поступление углеводов и липидов с пищей ведет к ожирению и, как следствие, повышенной нагрузке на опорно-двигательную систему, что уже само по себе тормозит рост. Поэтому следует правильно балансировать соотношение всех нутриентов в пище.

Первая причина низкого роста ребенка — генетический фактор. Если вы или ваши родители ростом ниже среднего, то вряд ли ваш ребенок будет великаном. Конечно, рост регулируется несколькими генами, и их различное сочетание может приводить к тому, что у низеньких родителей будут высокие дети, но это бывает редко. Обычно мы немного выше своих родителей (проявления акселерации), но эта разница совсем небольшая. Эту причину низкого роста исправить нельзя, все разговоры об успешном применении гормона роста или удлинении конечностей — неправда, любой эндокринолог и ортопед может рассказать, насколько вредно такое грубое вмешательство в организм и какие у него последствия.

Основные половые гормоны девочек – это эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса. Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. С началом полового созревания у девочек расширяется таз, заметно округляются бёдра и ягодицы, увеличиваются молочные железы (9–10 лет), для полного развития которых требуется около 4 лет. С 10–11 лет начинается оволосение лобка, достигающее максимума через 2,5–3 года. Оволосение подмышечных областей начинается спустя 1,5–2 года после лобкового и завершается к 18 годам.

Форма тела и темпы созревания репродуктивной системы определяются половыми гормонами. У мальчиков это тестостерон, вырабатываемый яичками. Он вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка, в том числе увеличение мышечной массы и созревание костей. Телосложение приобретает типичные мужские черты – широкий плечевой пояс и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Может даже наблюдаться временное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией ареолы.

Анатомо-физиологические особенности детей 13-15 лет

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту по­звонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину [6, с. 57]. В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет [6, с. 59].

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм вос­питания.

Вас может заинтересовать ::  Перебои Электричества Москва

Исследователи пришли к выводу, что занятия подвижными играми положительно влияют на здоровье подростков, увеличивая их мышечную силу, выносливость и снижая долю жировой ткани. Но физическая активность, особенно девочек, снижается. И все–таки занятия физической культурой усиливают у девочек и мальчиков чувство физической состоятельности, формируют положительный образ тела, приводят к появлению целеустремленности, выдержки, напористости и др.

По мере развития костно–мышечной системы развиваются и двигательные навыки подростков. Школьники–подростки бегают быстрее, прыгают выше, бросают мяч дальше, чем раньше. Это происходит потому, что развивается крупная мускулатура, дети становятся сильнее. Совершенствуется и мелкая мускулатура. Подростки способны скоординировать работу плеча, руки, корпуса и ног. Более того, подросток способен, например, координировать зрение и движение кисти руки. В результате время реакции уменьшается, поэтому он может добиться успеха в настольном или большом теннисе.

Проблема РОСТА

1. Неравномерность темпов роста , то есть понятие — «скачков роста», когда умеренные темпы роста чередуются с резким вырастанием. Детский скачок роста бывает в 6-7 лет, пубертатный (половой) период в 11-13 лет; а вот замедление темпов роста обычно бывает после 13-14 лет у девочек, после 15-16 лет у мальчиков, связано это с закрытием зон роста в костях под действием пика половых гормонов при созревании.

5. Другое сложное понятие: «чередование направлений роста». Примитивно объясняя — это чередование периодов роста «вверх» и роста «вширь»=период «округления» (прибавок веса). Для нас это самое интересное понятие. Как правило, периоду скачка роста предшествует период накопления веса, и после завершения роста характерен период «накопления» веса. Вот в эти периоды важно «не перекормить » ребёнка , иначе период «округления» перейдёт в простое ожирение!

Закон аллометрического роста. Детям свойствен аллометрический темп роста, то есть непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов. Проявлением этого феномена является закон краниокаудального градиента роста: во внутри­утробный период, в силу особенностей кровообращения плода, отмечается преимущественный рост частей тела, расположенных ближе к голове и прежде всего самой головы. После рождения, наоборот, наиболее интенсивно растут части тела, расположенные дистально. За период роста ребенка длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних — в 4 раза, туловища — в 3 раза, высота головы — в 2 раза. Благодаря этому у ребенка с возрастом происходят изменения пропорций тела и внешнего облика, которые постепенно приближаются к таковым у взрослого. Так, средняя точка тела от пупка у доношенного новорожденного ребенка смещается. У некоторых людей она может опускаться ниже симфиза, проецируясь на бедро. Соотношение верхнего и нижнего сегментов тела, составляющее на первом году жизни 1,75–1,5, у подростков и взрослых приближается к единице.

Классическими клиническими симптомами синдрома Клайнфельтера является высокий рост, гинекомастия, уменьшение тестикул. К моменту начала пубертата костный возраст соответствует паспортному, но позже дифференциация костей задерживается из-за недостаточной секреции тестостерона. Рост конечностей продолжается до 18–20 лет, что и приводит к высокорослости и формированию евнухоидных пропорций тела (длинные конечности, относительно укороченное туловище, слабое развитие скелетной мускулатуры, отложение подкожно-жировой клетчатки по женскому типу, голос высокий, оволосение лица и подмышек скудные). Нарушение развития яичек выявляется в пубертатном периоде. Тестикулы увеличиваются незначительно (не более 8 мл), имеют плотную консистенцию. Количество клеток Лейдига может быть нормальным, но с возрастом уменьшается. Герминативный эпителий атрофирован, клеток Сертоли мало, это обуславливает формирование в пубертатном периоде гипергонадотропного гипоганадизма. Лишняя Х-хромосома обусловливает различные нарушения психики. Больные очень внушаемы, вялы, апатичны, безынициативны, у них часто отмечается умственная отсталость (обычно дебильность). Нередко возникают параноидные, галлюцинаторно-параноидные, депрессивные психозы и навязчивые состояния, иногда наблюдаются антисоциальное поведение и алкоголизм.

Вас может заинтересовать ::  Надбавка Кпенсии Военнослужащего Из Собеса

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 мин, то у подростков оно наблюдается через 8-10 мин (А.Б.Леонова, 1990).

формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными для спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.

Анатомо-физиологические особенности детей 13-15 лет

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

К 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Поэтому после 13-14 лет показатели развития двигательной функции изменяются в значительно меньшей степени. Завершение созревания двигательного анализатора совпадает с периодом полового созревания мальчиков этого возраста. Научные данные говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений.

Физиология и основы гигиены человека

Анатомия и физиология человека – это важнейшие биологические науки, изучающие строение и функции человеческого организма. Как устроен человек, как функционируют его органы, должен знать не только каждый медик и биолог, но и специалист – инженер-эколог, который непосредственно занимается вопросами охраны здоровья человека и окружающей природной среды.

Анатомия и физиология, входящие в число естественнонаучных дисциплин, составляют фундамент для последующего изучения экологии, токсикологии, микробиологии. Без этих наук о структуре и процессах, происходя­щих в органах и их элементах, нельзя понять любые преобразования как в здоровом организме в условиях нормы, так и при заболеваниях в условиях вредного воздействия экологических факторов на организм. Ведь особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека внешней среды (экологические факторы, питание, физические нагрузки). Человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях определенных человеческих взаимоотношений. Поэтому он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. В связи с этим анатомия и физиология изучают человека не только как биологический объект, но учитывают при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.

Неуклюжий ребенок; или синдром диспраксии у детей

Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста

В 10-12 лет устанавливается частота альфа-ритма биоэлектрической активности мозга, характерная для взрослых, т. е. 10- 12 колебаний в секунду. Вместе с тем электроэнцефалограмма детей характеризуется значительной вариабельностью, в разных областях мозга отмечаются заметные различия в распределении частот электрической активности.

Вас может заинтересовать ::  Основание Временного Проживания Госуслуги Договор Найма

В ходе индивидуального развития человека непрерывно совершаются два взаимосвязанных процесса: ассимиляция- (усвоение, создание) и диссимиляция (разрушение, распад). На различных этапах развития соотношение между этими процессами изменяется. В период роста и формирования организма преобладает ассимиляция. Отмечается усиленный синтез белков, который сопровождается относительно большими, чем у взрослых, энергетическими тратами.

Проблема РОСТА

1. Проводится замер роста, веса, скорости роста по данным предыдущих измерений и на данный момент, измеряется окружность головы и груди, соотношение верхней и нижней частей тела – пропорциональность развития и все эти параметры сопоставляются по центельным таблицам, созданным отдельно для мальчиков и девочек (усредненным показателям для разных возрастов и пола). Решается вопрос –есть ли действительно проблема роста?

3 )«Костный возраст отстаёт от паспортного возраста» именно при нарушении выработки гормона роста, при обычной конституциональной задержке роста, при хронических соматических заболеваниях и пихоэмоциональных проблемах (например, как у детей из детских домов).

Патология репродуктивной системы в детском и подростковом возрасте

  • Соблюдение режима труда и бодрствования;
  • Регуляция пищевого рациона с увеличением потребления в перименструальные дни лёгко усвояемых и богатых витаминами продуктов и исключение продуктов на основе молока и кофе;
  • Повышение общего тонуса занятиями лечебно-оздоровительной гимнастикой.
  • Психотерапия.
  • Акупунктура, иглорефлексотерапия, магнитотерапия.

Клиническая картина синдрома Тёрнера (типичная форма дисгенезия гонад) характеризуется широким диапазоном хромосомных аномалий. Больные имеют коренастое телосложение и неправильную осанку, непропорционально большую щитообразную грудную клетку с широко расставленными сосками неразвитых молочных желёз, вальгусную девиацию локтевых и коленных суставов, аплазию фаланг, множественные родимые пятна или витилиго, гипоплазию IV и V фаланг и ногтей. Нередко встречают короткую «шею сфинкса» с крыловидными складками кожи (ластовидная шея), идущими от ушей до плечевого отростка, и низкую линию роста волос на шее. Для больных характерны такие изменения костей лицевого черепа, как рыбий рот, птичий профиль, деформация зубов. Черты лица изменены за счёт косоглазия, эпикантуса, птоза и деформации ушных раковин. Возможны нарушение слуха, врождённые пороки сердца, аорты и мочевыделительных органов, встречают гипотиреоз, аутоиммунный тиреоидит и сахарный диабет. Определяют недоразвитие вторичных половых признаков, генитальный инфантилизм.

Лечение может назначать только врач после всестороннего обследования. Как правило, оно является комплексным. В первую очередь, необходимо начинать с основной проблемы, которая вызвала подобную патологию, корректировки гормонального фона при помощи лекарственных препаратов. Если у пациента диагностированы генетическая или конституциональная форма заболевания, особого лечения не требуется, так как все зависит от роста обоих или одного из родителей.

Специалисты высшей категории, работающие в клинике «САНМЕДЭКСПЕРТ», имеют большой опыт работы с такими пациентами. Для диагностики и лечения мы используем современные методики, подходы и оборудование, поэтому поможем выявить причины и справиться с любой патологией.

  • снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);
  • ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
  • ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);
  • появление чувства усталости.

Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. В этом случае для полного восстановления работоспособности необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Adblock
detector