Новый Закон Об Аренде Земли В России Иностранцами

Неоформленный земельный участок неразрывно связан с домом. Для администрации это вовсе не проблема и обращение взыскания возможно. Кстати, на этот и предыдущий вопрос я отвечаю после анализа судебной практики. Практику брал по Краснодарскому Краю и Калининграду. Например, см. Решение № 2-603/2022 2-603/2022 Ейский районный суд Краснодарского края 28.11.2022.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции России, иностранцы пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Перечень, земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также земельные доли, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, должны быть отчуждены в установленном законом порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

В случаях, если на земельном участке, находящемся в собственности иностранного гражданина, лица без гражданства расположены объекты капитального строительства, также принадлежащие на праве собственности указанному лицу, такое лицо вправе отказаться от права собственности на земельный участок и заключить в отношении него договор аренды.

Могут ли иностранные граждане или иностранные фирмы покупать землю в России

В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Важно!Например, иностранцу или иностранной компании нельзя приобрести землю в Краснодарском крае в отношении следующих муниципальных образований: Ейский район, Каневской район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

– Забайкальский проект курирует Китайский институт международных стратегических исследований. Это весьма влиятельная организация. И занимается она, что примечательно, не сельским хозяйством, а преимущественно геополитикой. Условием сделки китайцы поставили облегчение пограничного режима для граждан КНР. То есть, по сути, планируется заселение Забайкалья китайцами. Причём земли выдаются не самые лучшие, но – у границы. Возможно, край будет развиваться, но окажется ли это в конечном итоге выгодным для нашей страны? Фактически Россия получит на территории Забайкалья национальное «государство в государстве» – китайское. В перспективе возможны даже сепаратистские тенденции, отделение Забайкалья, присоединение к Китаю. Стоит ли рисковать? Массовое заселение региона китайцами вполне может представлять угрозу для территориальной целостности. Неужели этого не понимают власти Забайкалья? Неужели это не ясно и на федеральном уровне? Уверен, что ясно.

Одно только Забайкалье уже отдало в аренду китайцам 40 тыс. квадратных километров земель – полтора Крыма. Аналогичная ситуация и в других приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Так что поздно возмущаться – Россию, похоже, уже давно растаскивают по кускам.

В свою очередь, п. 5 ст. 35 ЗК РФ определяет условия преимущественного права покупки или аренды земельного участка, если иностранное юридическое лицо имеет право собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, но не говорит об основаниях аренды без связи с правом собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке.

Пункт 3 ст. 15 ЗК РФ исключает иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц из круга собственников земельных участков, находящихся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Конституцией России установлено, что земля — общенародная собственность (ст.9).
Из положений ст. 35 Конституции РФ следует, что субъектом конституционного права частной собственности может являться каждый — как физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), так и юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация, иностранная организация), находящиеся на территории государства.
Применительно к праву собственности на землю Конституция РФ в ч. 1 ст. 36 уточняет, что к субъектам данного права относятся граждане Российской Федерации и их объединения. Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает для иностранных граждан ограничения права собственности на земельные участки.
Например, иностранцам не предоставляются в собственность участки земли в санаторных, курортных зонах, там, где природные территории находятся под особой охраной. Иностранцы в нашей стране не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья. Владеть такими участками они могут только на правах аренды. Если в компании в уставном капитале доля иностранного капитала более, чем пятьдесят процентов, то земли, предназначенные для сельхозработ, такой компании в собственность не предоставляются. Иностранцам так же не предоставляются в собственность недра, леса, континентальный шельф. Эти объекты иностранцу могут быть предоставлены только в аренду, и то, только при условии, что он имеет соответствующую лицензию. Из приведенных выше примеров видно, что основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Но иностранец может получить в собственность участок земли в России в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Итак, вернемся к законодательству Российской Федерации. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2022 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
В Краснодарском крае к таким территориям относятся:
· Муниципальное образование Ейский район,
· Муниципальное образование Каневский район,
· Муниципальное образование Мостовский район,
· Муниципальное образование Приморско-Ахтарский район,
· Муниципальное образование Славянский район,
· Муниципальное образование Темрюкский район,
· Муниципальное образование Туапсинский район,
· Муниципальное образование Щербиновский район,
· Муниципальное образование город Анапа,
· Муниципальное образование город-курорт Геленджик,
· Муниципальное образование город-курорт Новороссийск,
· Муниципальное образование город-курорт Сочи.
В связи с изданием Указа вступил в силу запрет, установленный Земельным кодексом РФ, на обладание на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях, иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами. С момента вступления в силу Указа, то есть с 9 января 2011 года, указанные лица не могут обладать такими участками на праве собственности, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, – это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).В частности, в список входят города так или иначе расположенные в определенной близости от государственной границы РФ.
Данная норма является императивной, то есть применение части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ является обязательной и обходу никоим образом не подлежит.
Итак, Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях Российской Федерации.
Однако рассмотрим следующую ситуацию…, до вступления в силу Указа действующее законодательство разрешало иностранцам приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях у частных собственников на основании любых сделок за исключением приватизации. Нет ничего удивительного в том, что на момент вступления в силу Указа на приграничных территориях образовалось определенное количество иностранных собст­венников земельных участков.
Чтобы проанализировать возможную судьбу земельного участка, расположенного на приграничных территориях и находящегося в собственности иностранного гражданина или иностранного юридического лица, необходимо ответить на вопрос, на каком основании этот земельный участок был приобретен в собственность.
Возможные последствия для «незаконных» собственников. Запрет на приватизацию иностранными гражданами и юридическими лицами земельных участков из госсобственности на приграничных территориях действовал и до вступления в силу Указа. Следовательно, есть вероятность того, что лицо, приобретшее право собственности на такой земельный участок в порядке приватизации, сделало это в нарушение действовавшего законодательства, а значит, есть основания квалифицировать такую сделку как недействительную. Согласно правилам Гражданского кодекса РФ, каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре – возместить его стоимость в деньгах (с учетом применимого срока исковой давности).
Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, незаконно приобретшие земельные участки на приграничных территориях в порядке приватизации, однозначно находятся в «группе риска», поскольку могут лишиться этих участков в результате применения последствий недействительности к заключенным им сделкам.
Возможные последствия для законных собственников. Другую группу составляют иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, приобретшие земельные участки на приграничных территориях до вступления в силу Указа на основании сделки купли-продажи у частного собственника, в порядке наследования или на иных законных основаниях.
Ни Земельный кодекс, ни Указ не содержат специальных норм, устанавливающих судьбу земельных участков, расположенных на приграничных территориях, которые тем или иным законным образом были приобретены в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства или иностранными юридическими лицами до вступления в силу Указа.
С одной стороны, права указанных лиц на приобретенные ими земельные участки должны быть защищены общей нормой законодательства о том, что закон не имеет обратной силы. Однако при этом нельзя забывать о правилах, содержащихся в Гражданском кодексе РФ в отношении имущества, ограниченного в обороте, поскольку в силу ограничений, установленных Земельным кодексом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, могут быть квалифицированы в качестве такого имущества.
Согласно ст. 238 Гражданского кодекса, если такого рода имущество оказалось у лица на законном основании, однако данное лицо по закону лишено возможности обладать им на праве собственности, такое имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 названной статьи Кодекса).
Возможность применения ст. 238 ГК РФ к рассматриваемой ситуации вызывает множество вопросов, поскольку указанный в ней годичный срок может быть не релевантен (ведь на момент вступления в силу Указа земельный участок мог законно находиться в собственности такого иностранного лица более чем в течение года). Однако факт наличия данной нормы в действующем законодательстве РФ не позволяет в настоящее время сделать однозначный вывод о том, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, законно приобретших земельные участки на приграничных территориях, никак не будут затронуты в связи с принятием Указа.
Неоднозначность сложившейся ситуации, вероятно, может быть разрешена либо формированием судебной практики, либо принятием законодателем специальных нормативно-правовых актов, регулирующих дальнейшую судьбу земельных участков на приграничных территориях, оказавшихся в собственности иностранных граждан или юридических лиц, либо принятием уполномоченными инстанциями официальных разъяснений в отношении применения к данной ситуации действующего законодательства Российской Федерации.
Судебная практика.
Суды в целом правильно применяют нормы материального права, в частности, положения статей 3, 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель, пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.
По делам данной категории судьи проверяли, не изменилось ли гражданство ответчика, не совершил ли он к моменту рассмотрения дела сделку по отчуждению земельной доли или земельного участка и, соответственно, сохраняется ли у него обязанность по продаже земельного участка. Например, решением Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 11 февраля 2022 года (дело №) по иску прокурора города Новороссийска гражданин Аглинишкис В.В. понужден к продаже принадлежащих ему долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ….
Принимая такое решение, суд правильно исходил из того, что ответчик Аглинишкис В.В. является гражданином иностранного государства, его право собственности на спорные земельные доли зарегистрировано 29 марта 2005 года и 15 апреля 2005 года и в течение года с момента государственной регистрации права ответчик не произвел отчуждение земельных долей.
В то же время следует отметить, что при вынесении решения по требованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в резолютивной части обязательному указанию подлежит о продаже такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах), поскольку именно такой порядок установлен статьей 5 Закона об обороте сельскохозяйственных земель.

Вас может заинтересовать ::  Отказ В Возбуждении Уголовного Дела Кража Несовершеннолетние Дети

В некоторых странах иностранным гражданам не разрешено приобретать земельные участки. А как обстоят дела в РФ? Иностранные граждане могут иметь на праве собственности недвижимое имущество, правда, здесь законами предусмотрено несколько исключений, об этом подробнее…..

Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Федеральный закон РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на обладание иностранными гражданами на праве собственности долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Вообще основным видом владения землей в нашей стране для иностранца является аренда земельного участка. Однако на практике иностранные компании обходят ограничения на приобретение надела, зарегистрировав на территории РФ представительство, на которое оформляется право собственности на землю.

В России иностранный гражданин пользуется правами и несет ответственность наравне с гражданами РФ. Приобретать земельные участки иностранцу не запрещено, но есть определенные ограничения. Так, участки должны быть в обязательном порядке куплены за плату: то есть иностранный гражданин не может получить участок на безвозмездной основе.

Права иностранных граждан на землю

По смыслу статей Земельного Кодекса РФ указанные лица имеют право на получение земельных участков на праве собственности только в случаях, когда на земельном участке расположено здание, строение, сооружение, являющееся собственностью этих лиц. Предоставление свободных от застроек участков этим лицам на праве собственности либо в аренду не оговаривается.

Вас может заинтересовать ::  3 Ребенок В Семье Что Положено 2022 В Санкт-Петербурге

Перечень данных земельных участков закреплен Указом Президента от 09.01.2011 № 26 и представляет собой список областей, краев, городских округов, муниципальных районов и образований на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Как перевести земельный участок из аренды в собственность в 2022 году

Земля считается одним из самых ценных активов. Поэтому нет ничего удивительного в желании арендатора земельного участка стать полноценным владельцем. Право собственности предоставляет намного больше возможностей и ряд серьезных преимуществ. В их числе: отсутствие необходимости платить аренду, возможность оформления залога, совершение любых других действий с землей, включая куплю-продажу, дарение, передачу в наследство или обмен.

Самый очевидный ответ на вопрос, как оформить аренду земельного участка под ИЖС в собственность, достаточно очевиден. Нужно возвести жилую постройку. Она должна быть капитальной и предназначаться для проживания в течение круглого года. В качестве обязательного условия выступает официальная регистрация постройки в качестве объекта недвижимости и внесение в ЕГРН.

Как быть в случае, если земельный участок, находящийся на приграничной территории перешёл в порядке наследования к иностранному гражданину? В соответствии с частью 1 статьи 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Таким образом, в данном примере иностранец может являться собственником земельного участка, находящегося на приграничной территории в течении года, что прямо противоречит части 3 статьи 15 Земельного кодекса. В частности, в судебной практике, решение суда первой инстанции, в котором не была учтена данная норма, был отменён судом второй инстанции [6] .

Вас может заинтересовать ::  Переселенцы Из Зоны С Правом Отселения Чернобыльской Зоны Льготы

Замечу, что в действующем законодательстве понятие «приграничная территория» употребляется только в Земельном кодексе. Данная норма является императивной (а поскольку здесь явно выражен публичный интерес, то данную норму можно причислить к сверхимперативным), то есть применение части 3 статьи 15 является обязательной и обходу никоим образом не подлежит. Но возможно ли соблюдение настоящего правила применительно ко все возможным ситуациям? И какие проблемы существуют при её реализации?

Аренда земельных участков иностранными юридическими лицами

Власти ограничат права иностранцев на землю РФ Сейчас иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные компании и предприятия с долей иностранного владения более 50% могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. «Законопроектом предлагается уточнить положения законодательства РФ в части запрета владения на праве собственности земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения юридическими лицами, конечными бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства» , — сообщает Минсельхоз, передает РИА Новости — Недвижимость. Кроме того, Минсельхоз хочет обязать компании раскрывать информацию об их бенефициарах при подаче документов в Росреестр для регистрации сделок с землей.

Скандальная инициатива читинских региональных властей по передаче в полувековую аренду китайской инвестиционной компании 200 тыс. гектаров пахотной земли произвела в стране эффект разорвавшейся бомбы. Судя по всему, авторы инициативы не рассчитывали на такую реакцию – не случайно губернатор Забайкальского края Константин Ильковский поспешил отыграть назад: мол, нет никакой аренды, просто «стороны обменялись взаимовыгодными обещаниями». Да полноте!

С такой инициативой выступил депутат Госдумы, член центрального штаба Общероссийского народного фронта Алексей Журавлев, считающий, что скупка иностранцами земель в России угрожает национальной безопасности страны. Эта инициатива исходит из послания Владимира Путина Федеральному собранию, поручившего до 1 июня принять меры по изъятию земель сельхозназначения у недобросовестных собственников. Текст законопроекта есть в распоряжении «Ленты.ру».

-Оформить (открыть) на территории России юридическое лицо с двумя учредителями, один из которых иностранец, второй-гражданин РФ соответственно. Основным условием станет доля уставного капитала между учредителями, иностранному гражданину может принадлежать не более 50 процентов уставного капитала, на практике это не более 25 процентов. В уставе компании пишется условие, что принимать решения можно только при присутствии обоих учредителей. Гражданин РФ дает генеральную доверенность на свою долю, таким образом, иностранный гражданин является полным собственником земельного участка и второй учредитель (гражданин РФ) при всем желании не сможет претендовать на землю. Так же возможен вариант покупки иностранцем второй доли в фирме у гражданина РФ после оформления прав собственности покупаемой земли!

Статья 22 ЗК РФ

Ограничения для арендаторов-резидентов особых экономических зон установлены ЗК ввиду статуса особых экономических зон, приданного им Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» . Согласно ст. 2 указанного Закона особая экономическая зона представляет собой часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3127.

Общие условия внесения арендной платы установлены в гражданском законодательстве. Так, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Обычно арендная плата за арендуемый земельный участок устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно. Допускаются также и иные формы внесения арендной платы. Например, в виде установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; предоставления арендатором определенных услуг; передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду; возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного земельного участка. Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Adblock
detector